СКБ завода Куйбышева в Петропавловске

История НИИ, КБ, заводов проектировавших и производящих минно-торпедное оружие
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

СКБ завода Куйбышева в Петропавловске

Сообщение minzavod »

Специальное Конструкторское Бюро (СКБ) завода В.В.Куйбышева. Исторических сведений не нашел, архивов и музея не сохранилось, буду писать по воспоминаниям.

Прошу всех заинтересованных исправлять и дополнять сведения и фотографии.

Датой создания СКБ считается 1951 год. Почему не знаю, но об этом свидетельствуют памятные значки, выпущенные к юбилеям отдела. Наверное было какое-то постановление Министерства Судостроительной Промышленности.

Памятные значки, выпущенные к юбилеям СКБ завода Куйбышева.
скб значки.jpg
скб значки.jpg (121.43 КБ) 8291 просмотр
Во время войны, вместе с заводом, из Москвы в Петропавловск было эвакуировано и КБ завода №239 и ленинградское ЦКБ – 36, со многими ведущими специалистами, инженерами, минерами. Кроме того, в Петропавловск были эвакуированы и другие специалисты, конструкторы из Москвы, Ленинграда и Таганрога. Среди эвакуированных в Петропавловск, были выдающиеся минеры - создатели морского оружия Вайнер И.П., Миляков Ф.М., Будылин А.П. ,Гринев М.А., Корытов С.С., Матвеев Л.П., Чеховской В.М. и др. Многие из них, преподавали по специальности 40 (Конструкция мин) на местных курсах и в Механическом техникуме города Петропавловска. Некоторые специалисты остались преподавать и в послевоенное время. А некоторые остались дальше работать на заводе в Петропавловске. Из этих специалистов и их учеников и был создан первый основной состав СКБ (отдел 16) на заводе им. Куйбышева. В дальнейшем, после войны, кадры для СКБ готовились в Ленинградском кораблестроительном институте, Петропавловском механическом техникуме, Омском политехническом институте и других ВУЗах страны.

Начну с руководителей СКБ (Начальников отдела 16). Постараюсь сохранить хронологию.

Воробьев А.Г. - Один из первых начальников СКБ. Разработчик многих якорных корабельных мин, выпускаемых заводом Куйбышева в послевоенное время.
Воробьев А.Г..jpg
Воробьев А.Г..jpg (141.49 КБ) 8291 просмотр
Веселовский Сергей Сергеевич, ветеран завода, долгое время возглавлял СКБ. При нем была сформирована научная, лабораторная база СКБ и основой состав конструкторов.
Веселовский С.С..jpg
Веселовский С.С..jpg (173.7 КБ) 8291 просмотр
Васьков Станислав Сергеевич – Начальник группы СКБ, затем Главный инженер и директор завода ЗИМ в Петропавловске. Завод Исполнительных механизмов – выпускал приборы и аппаратуру для мин и торпед. Васьков на юбилее СКБ (30 лет). Сидят Васильев, Васькова, Коровин.
Васьков С.С..jpg
Васьков С.С..jpg (157.45 КБ) 8291 просмотр
Монаков Юрий Дмитриевич – начальник СКБ, Главный конструктор, Начальник группы. В дальнейшем руководитель отдела Министерства Судостроительной Промышленности. Монаков (слева) и Молоканов на субботнике

Монаков Ю.Д..jpg
Монаков Ю.Д..jpg (293.72 КБ) 8291 просмотр
Васильев Александр Дмитриевич – Начальник СКБ, начальник группы конструкторов в СКБ, Заместитель главного инженера завода Куйбышева.
Васильев А.Д..jpg
Васильев А.Д..jpg (74.57 КБ) 8291 просмотр
Павликов Георгий Прокопьевич – ветеран ВОВ, ветеран завода, Главный инженер СКБ, заместитель начальника отдела.
Павликов Г.П,.jpg
Павликов Г.П,.jpg (65.61 КБ) 8291 просмотр
Агапкин Геннадий Матвеевич – Начальник группы конструкторов, Начальник СКБ, Директор завода Куйбышева (АО ЗИКСТО).
Агапкин Г.М..jpg
Агапкин Г.М..jpg (35.04 КБ) 8281 просмотр
Свиридов Анатолий Сергеевич – Начальник СКБ , Начальник группы, кандидат технических наук.
Свиридов А.С..jpg
Свиридов А.С..jpg (143.01 КБ) 8291 просмотр
Карякин Валентин Алексеевич – Главный инженер СКБ, начальник группы расчетов в СКБ,
Начальник группы Автоматизированных систем управления технологических процессов. Группа АСТПП
Салов Александр, Баймухаметов Игорь, Искаков Вадим, Авдеев Владимир, Петров Юрий (начальник отдела), Бейсенова Лариса, Пахомова Галина, Дубинина Вера, Ельчанинова Евгения (начальник бюро), Гальвас Татьяна, Дмитриевых Галина, Трифонова Елена, Карякин Валентин.
Карякин В,А, и АСУП.jpg
Карякин В,А, и АСУП.jpg (208.4 КБ) 8291 просмотр
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: СКБ завода Куйбышева в Петропавловске

Сообщение minzavod »

В 1986 году в стране и на заводе начались перестроечные процессы. Началась оптимизация, унификация и конверсия. Все конструкторские службы и отделы завода были объединены в один конструкторский отдел. Сюда вошло и СКБ завода.

Начальником конструкторского отдела 16 был назначен Прошлаков Алексей Михайлович. Затем Прошлаков А.М. был назначен Начальником Государственной приемки на заводе. Государственная приемка – новый орган, созданный в стране для контроля качества за гражданской продукцией, наподобие Представительства Военных Приемок. Государственная приемка, как и программа конверсии, просуществовала недолго, и сама собой была ликвидирована, но шума и вреда наделала много.

Далее Начальником СКБ был Хмельницкий Александр Полиенович.
Хмельницкий 2.jpg
Хмельницкий 2.jpg (25.1 КБ) 8278 просмотров
Начальник отдела 16 Хмельницкий А.П. на юбилее директора АО ЗИКСТО Агапкина Г.М, рядом представители ЦНИИ Гидроприбор В.Н. Антонов – начальник отдела 63(Отдел главных констhукторов) и С.Г. Прошкин – директор ЦНИИ Гидроприбор. Зам. Генерального директора концерна Морское Подводное Оружие.
Хмельницкий А.П..jpg
Хмельницкий А.П..jpg (78.99 КБ) 8278 просмотров
Плешивцев Николай Яковлевич – Начальник проектного отдела в СКБ (отдел 16,). Ветеран завода.
Плешивцев Н.Я..jpg
Плешивцев Н.Я..jpg (80.73 КБ) 8278 просмотров
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: СКБ завода Куйбышева в Петропавловске

Сообщение minzavod »

Дальше идут фото ветеранов и основателей СКБ. Начальники групп, главные конструктора и ведущие инженеры.

!971 год, ветераны СКБ.
Внизу надпись: 20-летие отдела. Слева направо: Барсуков Виктор, Акимов Василий, Дубцов Юрий, Эсаулов Геннадий, Огарков Юрий.
Дубцов Юрий Николаевич, ветеран СКБ, Начальник лаборатории СКБ, разработчик многих приборов и узлов для морских мин и аппаратуры для проведения испытаний.
Дубцов.jpg
Дубцов.jpg (193 КБ) 8249 просмотров
Чеховской Василий Маркович, Начальник группы. Главный конструктор ОКР Радиограмма – Передвижная база обслуживания и ремонта морского оружия. Разработчик Швартовых макетов торпед и мин для ПЛ. Василий Маркович ветеран СКБ, работал в Ленинграде в ЦНИИ Гидроприбор. Родом из Москвы, из детского дома подмосковного города Чехов. Отсюда и фамилия Чеховской.
Чеховской В.М..jpg
Чеховской В.М..jpg (270.74 КБ) 8249 просмотров
Малахов Виктор Игнатьевич – Ветеран СКБ, Начальник группы. Главный конструктор по теме Компас, Разработчик отсеков, узлов, механизмов прибора плавания.
Малахов В.И..jpg
Малахов В.И..jpg (215.41 КБ) 8249 просмотров
Торопов Анатолий Павлович – ветеран СКБ, Начальник группы, Ведущий конструктор по разработке многих функциональных приборов для мин. Главный конструктор по теме Лава. Разработчик прибора плавания для имитатора ПЛ.
Торопов А.П..jpg
Торопов А.П..jpg (71.88 КБ) 8249 просмотров
Левченко Василий Федорович – ветеран СКБ, Ведущий конструктор по темам Кефаль, Кречет. Главный конструктор по теме Пичуга.
Левченко В.Ф..jpg
Левченко В.Ф..jpg (192.83 КБ) 8249 просмотров
Нечесов Лев Викторович – ветеран СКБ. Кандидат технических наук, руководитель темы Трос – передача сигнала управления установки мин на заданное углубление от корпуса к якорю. В дальнейшем ректор института в Петропавловске.
Нечесов Л.В.. ктн.jpg
Нечесов Л.В.. ктн.jpg (192.72 КБ) 8245 просмотров
Воспоминания Валентина Алексеевича Карякина, ветерана СКБ. Некоторые малоизвестные темы и факты.

Изделие «Кура»

На завод я поступил в феврале 1965 года по распределению после окончания Омского политехнического института. Меня сразу приняли в СКБ в группу Ю.Д. Монакова. В группе также работали Коровин В.М., Молоканов Ю.В., Янченко В.Г. и Сороколадов А.Е. Группа работала над темой «Повышение надежности изделия «Кура». Это изделие представляло из себя гидроакустическую автономную станцию, которая ставилась вдоль морских границ СССР для обнаружения нарушителей.

В то время было много неудачных постановок изделия на флотах и группа работала по устранению претензий, которые поступали в адрес завода. Много было сделано для повышения надежности «Куры», но претензий всё равно было много. И меня, молодого специалиста, командировали сначала в мае в Калининград, а затем в июне в Баку и в ноябре во Владивосток для проверки того, как готовятся изделия к постановкам. В результате обследования подготовленных изделия к постановкам во всех трёх командировках были обнаружены и устранены серьёзные нарушения инструкции по сборке некоторых изделий, которые наверняка привели бы к их потере при постановке на акватории. В частях были подписаны акты проверок изделий и в них отмечены выявленные ошибки в основном при подготовке якорей этих изделий. Акты отправили в МТУ и к заводу резко сократилось количество претензий. На флотах стали гораздо серьезнее относиться к правильной сборке изделий.

В процессе работы по этой теме был разработан гидростатический разъединитель, который обеспечивал сохранность всей аппаратурной части изделия при непредвиденном заглублении гидроакустической станции на недопустимую глубину. Гидроакустическая стация в этом случае отделялась от якоря и всплывала на поверхность. За разработку гидростатического разъединителя СКБ было награждено бронзовой медалью ВДНХ.

Тема «Трос»
В начале семидесятых годов, приехавший из Ленинграда после окончания дневной аспирантуры и защиты кандидатской диссертации Лев Викторович Нечесов, поступил на работу в СКБ. Вскоре после этого он выступил с идеей разработки системы постановки якорных изделий на заданное углубление с помощью передачи сигнала из приборного блока плавучести в якорь по изолированному тросу.

Для проверки работоспособности выдвинутой идеи в СКБ была открыта тема «Трос». Проектированием приборной части системы занималась группа прибористов под руководством Торопова Анатолия Павловича, а проектированием механической части занимались специалисты проектного отдела. Лабораторные испытания опытных образцов системы первоначально проводились на соленом озере близ Петропавловска. Трос в полиэтиленовой оболочке по заказу нашего завода был изготовлен в Магнитогорске на метизном заводе.

После завершения проектирования и изготовления опытных образцов плавучести и якоря новой конструкции в 1974 и 1975 годах морские испытания системы проводились на Черном море на полигоне «Касатка» НИИ «Гидроприбора» вблизи г. Гагра. Руководил полигоном Каспарян Вартан Григорьевич. Группа прибористов и механиков работали увлеченно, старались тщательно готовить матчасть к испытаниям, анализировали результаты каждой постановки и вносили корректировки в настройку аппаратуры и механизма торможения сматывания троса в якоре.

Постановки производились с опытового корабля «Сом». Командиром корабля был офицер Субботин Евгений Викторович, а вся команда из 10-15 человек состояла из гражданских наемных лиц. Кроме нашей комиссии на полигоне работали и комиссии из Ленинграда, поэтому получить корабль в свое распоряжение на выход было порой трудно. В конце пребывания нашей группы на полигоне в декабре 1974 года необходимо было получить ещё один выход корабля на постановки, но все выходы в будние дни были расписаны по другим группам. У нас появилась идея договориться с капитаном о выходе в море для наших постановок в выходной день. Переговоры закончились тем, что капитан, посоветовавшись с командой, дал добро на выход в выходной день за два графина спирта. Весь спирт предназначался исключительно для команды, среди которой большинство были большими любителями выпить. Стоимость спирта для завода составляла в то время 70 коп. за литр.
Используя выходные дни для активного отдыха в течение всех командировок, мы посещали Гагры, Сухуми, Пицунду, Новый Афон, в котором побывали в очень крупных сталактитовых пещерах. Посещение пещер было очень хорошо организовано, в глубь пещер посетителей возил специальной электропоезд типа шахтерского.

Однажды нашу группу мобилизовали на сбор мандарин. Полигон располагался на территории цитрусового совхоза, а там не хватало рабочих рук.

По результатам морских испытаний было установлено, что система передачи сигнала по просу в процессе постановки изделий работает не стабильно, поэтому дальнейшие работы по теме «Трос» были прекращены. Нечесов Л.В. вскоре перешёл на другую работу за пределами завода и стал ректором образованного в то время в нашем городе филиала Карагандинского политехнического института.
Ответить

Вернуться в «НИИ, КБ, заводы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя