30 лет назад, 7 апреля 1989 г. в Норвежском море погибла подводная лодка «Комсомолец» К-278. Это была вторая катастрофа с ПЛ СССР за 3 года, в 1986 г. погибла К-219…
Кажется, что это было только вчера – мы, курсанты 5 курса минно-торпедного факультета, жадно ищем любые сообщения в газетах и ждем программу «Время». «Что случилось? Кто там из наших? …». Аварии такого масштаба с гибелью людей и уникальной техники не оставляют равнодушных, тем более, когда эта авария с представителями той профессии, которую ты выбрал. Но если на борту находятся те, с кем ты дружил, встречался, знал по совместной учебе…, то авария становится личной!
Склоняя голову перед ушедшими в пучину и отдавая дань мужеству всего экипажа, хотел бы сказать пару слов о коллеге, которого знал лично.
Игорь Молчанов, командир БЧ-3, родился 18 декабря 1964 г. в Ломоносове. Его детство прошло в прибрежных городках Финского залива, - Ломоносов, Большая Ижора, Сосновый Бор. Жить у моря и не любить море нельзя, а кружок «Юных моряков», куда ходил Игорь в детстве, добавил романтизма выбранной профессии. На флоте служили отец и дед, и выбор Игоря после окончания школы № 3 в г. Сосновый Бор был вполне очевиден – Высшее Военно-морское училище подводного плавания…
Когда я впервые встретился с Игорем, то мне он показался излишне интеллигентным и добрым, а ведь в нас тогда воспитывали брутальных командиров. Мы не были друзьями, но часто встречались в разных ситуациях, тк старшины на нашем курсе были из одной роты с Игорем. Таким я и запомнил Игоря: веселым, жизнерадостным, мягким и добрым интеллигентом!
- Молчанов.jpg (228.89 КБ) 7981 просмотр
После окончания училища, в котором Игорь имел отличные оценки по специальным предметам, л-т Молчанов был назначен командиром БЧ-3 на ПЛА «К-278». Это была не просто лодка, - это была гордость военпрома и моряков! ПЛА «К-278» с титановым корпусом и рекордной предельной глубиной (рекорд глубины погружения 1027 м!!!) была неуязвима для противолодочного оружия ХХ века! 6 ТА, 22 единицы ракето-торпедного боезапаса, включая СБП и ВА-111…
- К278 2.jpg (96.95 КБ) 7981 просмотр
…Об аварии на «Комсомольце» написано много. И о причинах, и о мужестве подводников. Во время аварии к-р лодки доверил Игорю ведение вахтенного журнала. Журнал, заполненный рукой Игоря, стал единственным юридическим документом для проведения расследования! …Из воспоминаний экипажа, все отсеки лодки были загазованы, экипаж включился в ШДА, но Игорь продолжал вести журнал без ШДА, тк в нем потели стекла… Игорь потерял сознание, выполняя приказ командира до последнего. Его удалось вернуть к жизни!... А дальше был ледяной ад Норвежского моря!!! Из воспоминаний мичмана Каданцева: «Смотрю на Игоря с плота, а у него глаза … такие большие и он тихо мне говорит: «Володя, я, наверное сейчас уйду, не могу больше держаться, рук не чувствую», а я ему говорю – ты что, держись, скоро помощь придет! И он как-то слегка подтянулся, грудь положил на край плота, так и держался до конца, пока «Хлобыстов» не подошел…». О чем мог думать Игорь в этот момент? Ведь на берегу оставались те, кого он так сильно любил, - мама, молодая жена Ирина, доченька Катя, которой еще не было и годика…
При выполнении маневра «Человек за бортом» для спасения случайно упавшего в воду моряка, отводится 20 минут. Считается, что после 20 мин человек умирает от переохлаждения. Подводники «Комсомольца», с разной степенью отравления угарным газом, были в ледяной воде 1.5 часа!!!
Игорь был в числе тех, кто пережил весь ужас трагедии. Уже на борту, после пледа, чая и спирта, у Игоря перестало биться сердце. Оно просто остановилось. Все силы были отданы борьбе с угарным газом и переохлаждением… Такая же смерть постигла еще 2-х подводников: к-л-та Нежутина С.А. и м-са Грундуля А.А.
Лейтенант Молчанов похоронен на кладбище деревни Лопово. А его дочке Кате должно быть уже 30 лет. И почему-то хочется верить, что внуки Игоря станут подводниками!
- Памятная плита Игорь.jpg (76.17 КБ) 7981 просмотр