Мина РМ-2Г и как ее потеряли

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
Ответить
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Мина РМ-2Г и как ее потеряли

Сообщение admin »

Эту историю я слышал еще за партой училища в 80-ые... Как выставленные мины РМ-2Г http://www.allmines.net/catalog/russia/mines/rm2/ были подняты американцами и демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Даже слышал разные цифры, сколько стоило СССР изменить характеристики боевого канала: 2 или 5 млн руб.

Позже эта история обрела литературный образ, благодаря контр-адмиралу Штырову Анатолию Тихоновичу. Вот как она звучит у Штырова:

В 1965 году, когда я командовал подводной лодкой С-141 в бухте Улисс, на ТОФ замысливалось масштабное учение в северной части Японского моря. А чтобы «вероятного противника» (читай ВМС США) оставить с носом, требовалось их внимание отвлечь на ложное направление. Для этой цели выбрана была моя ПЛ. Почему? Не знаю. Видимо, оказалась «под рукой».
Надо сказать, что из всех командиров ПЛ я был, пожалуй, единственный, кто увлекался изучением «Тактических инструкций ОВМС НАТО», что мне и пригодилось в этом походе.
Итак, меня, капитана 2 ранга Штырова, вызвал командующий ТОФ адмирал Н. Амелько и дал личный конфиденциальный инструктаж: мне с занятием района в южной части Японского моря разрешалось хулиганить в эфире. Притом любыми радиопередачами - от шифров в СБД до «клера», то есть в слуховом режиме. Дабы привлечь американцев. Однако предупредил, что ежели обнаружат и поднимут ПЛ, он мне голову оторвет. Странный инструктаж, не правда ли?
И вот я пошел в «мокрый треугольник», что севернее Корейского пролива. Обследовал пока что «пустой» район, изучил гидрологию, обнаружил приличный «слой скачка» на глубинах 22-30 метров и повеселел: воевать можно. А потом со дня «Д» и часа «Ч» и начал хулиганство в эфире.
Например, даю РДО в слуховом режиме: «Не верьте Ваське, Васька плут». Получив такое РДО, КП флота в смятении бежит к командующему флотом: «Товарищ комфлота, там командир с ума сошел..!» А комфлота, прочтя радиограмму, непонятно молчит:
Или еще: «Американцы дураки». А комфлота молчит. А про себя, видимо, думает: «Ну погоди, стервец, с прибытием в базу:»
И, понимаете ли, клюнуло! На столь странный шум в эфире, да еще «под носом», американцы бросили в район целую АПУГ с противолодочным авианосцем «Беннингтон» и шестью кораблями. Это из Сасебо.
И вся эта кодла принялась месить район. А я прикинул схему поиска: наверняка ищут по схеме «эппл джек». Суть схемы: корабли ПУГ и вертолеты ПЛО начинают поиск от исходной точки «А» способом расходящегося паука, потом перебегают в точку «В» и так далее. А я, обнаружив исходную точку поиска, аккуратно туда переползал: таким образом оказываясь в кормовых секторах кораблей. При этом соображая, что корабли будут искать меня своими ГАС выше слоя скачка, а вертолеты опускаемыми ОГАС ниже слоя скачка. А я в самом слое, как головастик в тине...
И получилось! Американцы усердно месили район, а лодку найти не могли. При подвсплытии же под перископ, буквально на 0,5 мин. радиометристы начинали орать: «Над нами не менее 10 самолетов!»
Таким образом я дурил американцев, этих «тупых янки», около двух суток. Но: разряд батареи! Рано или поздно по разряду я буду вынужден всплыть:
Помог приближающийся тайфун. Обнаружив стихание посылок ГАС, я высунулся под перископ. Так и есть! - небо расцвечено удивительно яркими красками! То, что мне (то есть моей посудине) надо. В тайфуне я и смоюсь.
А авианосная группа США спешно укрывалась в порту Сасебо.
На самом ярко высвеченном горизонте я обнаружил концевой кораблик и изобразил по нему атаку: «ММ Ш Д условно атаковал ЭМ противника. 00.00 командир ПЛ С-141».
С приходом в базу я был вызван на «ковер» к комфлоту. Оказалось: в то же самое время наш ЭМ сопровождения АПУГ обнаружил и атаковал ПЛ. Все - и время и координаты - совпало! И комфлота рассвирепел: «Что они там, мерзавцы, перепились, что ли?! А ну, с приходом обоих командиров ко мне!»
И вот мы оба, командир ЭМ в чине кап-два и я, командир ПЛ в чине кап-два, стоим перед комфлота, этим сухарем Н. Амелько.
- Вы что там, с ума посходили?!
- Никак нет, товарищ командующий! Но я же гонялся, судя по скоростям, за атомной лодкой!
- А ты? - это комфлота мне.
- А кто меня оповестил, что за американцами ведет слежение и свой эсминец? Никто. Вот я и атаковал!
Комфлота рассвирепел: «Хулиганье! Вон отсюда! Оба!»
Про мое хулиганство в эфире он и подзабыл:
В 1967 году во время внезапной инспекторской проверки 6-й эскадры ПЛ (бухта Улисс) под эгидой МО СССР по приказанию инспекторов я вышел в море и выставил в полигоне В-024 три новейшие совершенно секретные мины РМ-2Г (в инертном снаряжении). Как стало ясно впоследствии, разведдиверсионная ПЛ США «Грей-бек», привлеченная шумом и гамом сил ТОФ, обследовала после моего ухода полигон, обнаружила телевизионным искателем эти мины и прихватила парочку из них. Через полтора месяца эти новейшие советские секретные мины демонстрировались в Нью-Йорке на выставке новейших образцов советского оружия, что вызвало большой переполох в Москве.
Москва начала «раскапывать»: оказалось, что эти мины (с которых американцы вскоре оперативно скопировали свои мины «Кэптор») только что приняты в ВМФ СССР на вооружение и даже из арсеналов на корабли не выдавались: Создана была московская комиссия. По заводским клеймам установили, что эти мины из центра поступили на главный арсенал во Владивостоке (Эгершельд), а оттуда по вводной инспекторов поступили на ПЛ С-141 (я как раз ею и командовал), которая и выставила три из четырех в указанном полигоне.
Выдернули меня на допрос: «Почему, сукин сын, после постановки не выбрал эти мины?» Я им и ответил в таком ключе: «Товарищи идиоты из центра! Подводная лодка есть такая штуковина, которая ставить мины может, а выбирать не может. Соблаговолите прочесть мое срочное донесение в штаб ТОФ и отчет по минной постановке в соответствии с ПМС».
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина РМ-2Г и как ее потеряли

Сообщение admin »

А вот и виновные, по Бозину

Бозин о РМ-2

Глава 2. Торпедная жизнь на флоте. Третий отдел. Минный
Все войско – два офицера, два гражданских сотрудника да сам начальник капитан 2-го ранга Бородин Юрий Степанович. Большой человек! Ростом метра полтора. Соответственно и прозвище: метр с шапкой. Жизнь в отделе спокойная. Флотское начальство вспоминает о том, что есть такая категория – истинные минеры – раз в году, когда выполняется состязательная минная постановка на приз Главкома. Один раз за много лет об истинных минерах вспомнили по другому поводу. Это когда американская лодка утащила две учебных мины РМ-2. Понадобилась дежурная задница. Ее и нашли в лице начальника минного отдела. Пригодился, голубчик!

Начальник Управления вызвал его к себе в кабинет и сказал:

– У меня для Вас одна новость и плохая. Приказом ГК ВМФ №… от.. Вы предупреждены о неполном служебном соответствии за непринятие мер к выборке мин, в результате чего мины оказались у американцев.

Юрий Степанович понимал, что хотя он в случившемся и не виноват, но именно его просто "назначили" виновным. Начальник не обязан объяснять мотивы своих поступков. Юрий Степанович ответил коротко по-военному: "Есть, НСС."

Два месяца спустя начальник снова вызвал его к себе и сказал:

– У меня для вас две новости и обе хорошие: приказом ГК ВМФ №.. от.. Вам присвоено воинское звание "капитан 1-го ранга", а приказом ГК ВМФ №.. от.. Вы назначены Руководителем военного представительства в город Бердск.

Юрий Степанович понял, что НСС это для ублажения высоких начальников. Виновный имеется и наказан. Понял так же, что начальник знает цену своим подчиненным. И НСС не помеха присвоению звания "капитан 1-го ранга".
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина РМ-2Г и как ее потеряли

Сообщение admin »

Интересно также и то, что в этот период Грейбэк, которая по Штырову утащила мины, была в сухом доке на модернизации и в море выйти не могла...
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина РМ-2Г и как ее потеряли

Сообщение admin »

Из личного сообщения от кап. 1 ранга Бандурина Евгения Николаевича:

В сообщении о потере мины РМ-2 некоторая неточность. Начальник минного
отдела МТУ ТОФ капитан 2 ранга Бородин Ю.С. получил "1 ранга" ранее 1969
года. А в этом году, уже капитаном 1 ранга, он летом проверял 2864 склад
минно-торпедного оружия (так он тогда назывался) на острове Путятина,
обнаружил там очень много недостатков в хранении минного и противоминного
оружия, сидел на острове около 2-х недель, лично обеспечивая наведение
порядка. Результатом его работы стало снятие с должностей начальника склада
капитана 2 ранга А-са и начальника хранения на острове старшего
лейтенанта Д-ва. Я в то время был начальником минной группы на острове,
обеспечивал деятельность Бородина Ю.С. по наведению порядка личным составом
минной группы. После снятия А-са начальником склада был назначен
капитан 3 ранга Тагиев Октай Рустамович, который назначил меня старшим на
островной части склада, а сам он руководил всем складом на материке в
посёлке Разбойник.
Капитан 1 ранга Бородин Ю.С. ушёл с ТОФ только в 1976 году и по ходатайству
начальника минного отдела УПВ ВМФ капитана 1 ранга Могильного С.Д. был
назначен старшим военпредом на завод "Азовкабель" в г. Бердянске. Я в это
время второй год был старшим офицером минного отдела УПВ ВМФ, курировал
этот завод и военное представительство на нём, лично писал представление на
назначение Бородина Ю.С., то есть он фактически попал ко мне в подчинение.
Так что байка о двух хороших новостях для Бородина Ю.С. не проходит.
Аватара пользователя
Историк
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 02 май 2018, 08:56
Место: СПб

Re: Мина РМ-2Г и как ее потеряли

Сообщение Историк »

admin писал(а): 13 янв 2018, 13:41 Интересно также и то, что в этот период Грейбэк, которая по Штырову утащила мины, была в сухом доке на модернизации и в море выйти не могла...
Стал искать информацию в сети об украденных РМ-2, а оказалось, что все здесь у нас!)

А откуда информация, что Грейбэк была на ремонте? (Наш админ ведет аналогичный форум в США? :lol: ))) И кто тогда стащил мины, да еще и под водой? Те лодок как Грейбэк было несколько?
minzavod
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Мина РМ-2Г и как ее потеряли

Сообщение minzavod »

Мне кажется, в истории с украденными минами РМ-2Г участие американских ПЛ несколько преувеличено. Как и вообще значимость этого события. Хотя сам факт утери и похищения этих мин конечно имел место. И даже имел некоторые последствия. Во всяком случае, производство этих мин на заводе было резко снижено в 70 х годах, именно после этого случая. А вот производство РМ-1 пришлось увеличить.
Учебно-практическая или учебно-тренировочная мина РМ-2Г вряд ли имела аппаратуру с боевыми, реальными параметрами. И уж конечно, даже если и возникла бы необходимость, то процедура смены параметров НВ проста и совсем не стоит 2-5 млн. рублей.

И главное УТ и УП мины после постановки на ЗУ и отработки программы, через непродолжительное время всплывают на поверхность, шумят, светят и подлежат выборке торпедоловом. Если по каким-то причинам их потеряют или они не всплывают, то УТ и УП мина ликвидируется, путем затопления. (время затопления -1-2 суток) в зависимости от номера заглушки. Можно предположить, что те мины, которые демонстрировались на вставке в Америке, были выловлены рыбаками после всплытия или замечены на поверхности гражданскими судами, зацеплены баграми или сетями и просто доставлены к берегу.

Ну и конечно создание американцами мины-торпеды КЭПТОР совсем не связано с получением ими образца РМ-2Г. Ничего общего эти мины не имеют. Даже направления разные. У ВМС США до сих отсутствуют на вооружении мины -ракеты любого направления.

И еще. На сайте есть подробное описание РМ-2 и РМ-2Г. И начинается описание с авиационного парашюта. Это конечно ошибка. Мины РМ-2 предназначены для постановки с НК и ПЛ. А вот РМ-1 - авиационная.
Не помню, чтобы хоть раз на заводе производилась сборка РМ-2 с парашютом. Да и крепить его некуда. И габариты не те. И вряд ли есть соответствия конструкции на ударопрочность.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина РМ-2Г и как ее потеряли

Сообщение admin »

А чего вы 5 лет терпели парашюты на РМ-2 и ничего не говорили??? :mrgreen:

Поправим РМ-2, уберем парашюты. Видимо, скопировал с РМ-1, и текст, и картинки. Минер, ведь, все-таки))), мозг часто расслаблен

А про Грейбэк где-то на американских сайтах нашел. Писал на форум ветеранам-подводникам, но там все партизанен, когда до американской гостайны доходит!!!
minzavod
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Мина РМ-2Г и как ее потеряли

Сообщение minzavod »

admin писал(а): 08 окт 2022, 10:14 А чего вы 5 лет терпели парашюты на РМ-2 и ничего не говорили??? :mrgreen:
Виноват, но я не терпел. Я просто описания не читал до последнего дня. Прочитал, только когда пост Историка появился. 2 дня назад.
И раньше в институте было не до описаний, там других дел хватало. :lol:
А на заводе чужими изделиями тоже не принято было интересоваться, Там я тоже их редко читал, чаще сам их писал и Описания и Инструкции по эксплуатации. Поэтому я и не знал, чья это ошибка в описании РМ-2Г. Может это когда-то Ботов А.Д.и сам планировал ставить РМ-2 с самолета, и сначала внес в описание. Если привинтить ушки, проверить аппаратуру на ударопрочность, повесить парашют - то вполне возможно и с самолета ставить. РМ-1 же ставится.
И главное, на всех современных выставках мина РМ-2Г покрашена в зеленый цвет, что означает - авиационный вариант. Во всяком случае на заводе так не красили. Согласно чертежам и документации мины подлежащие постановке с НК и ПЛ красили только в черный и серый цвет. А вот Авиационные в зеленый.
Хотя сейчас, наверное к выставкам, красят как хотят, лишь бы живенько и гламурно было.
minzavod
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Мина РМ-2Г и как ее потеряли

Сообщение minzavod »

Вот еще раз прочитал Описание мин РМ-1 и РМ-2 на сайте. Надо все-таки подкорректировать. В описании РМ-2 убрать парашюты. А в описании РМ-1 исправить Л.М. Вольсмана на Вольфсона. (В самом начале). Я думаю это Вольфсон будучи еще молодым инженером участвовал в разработке Механизма Установки на ЗУ. Между прочим очень оригинальный механизм - сильфонного типа. В зависимости от глубины мины, происходило расширение или сжатие сильфона - стакана и стопорился (или отпускался) барабан с минрепом. Надежно, просто и технологично.
Одна механика и никакой электроники. Во всяком случае, при постановках мин РМ-1 и РМ-2 обрывы минрепов не были зафиксированы.

В минах РМ-1 и РМ-2 была еще одна загадка, которая противоречит законам физики. Центр Масс (ЦМ) мин РМ-1 и РМ-2 ( с разделенным якорем) находится ниже, чем Центр Водоизмещения (ЦВ) - это для того, чтобы мина стояла вертикально на позиции, и не кренилась. Но вот при старте, когда включалась Тяга двигателя, движение вверх становилось явно неустойчивым и мина стремилась отклониться или даже перевернуться. ЦМ расположенный внизу ракеты явно не увеличивал устойчивость реактивного движения. Поэтому на минах пришлось устанавливать хвостовые стабилизаторы под углом примерно в 5 градусов. Стабилизаторы придали минам вращение, и стабилизировали движении в более точном верхнем направлении.
В минах ПМР-1 и ПМР-2, и далее таких проблем уже не существовало, ракеты там расположены отдельно от корпуса (контейнера) мины и ЦМ у них ближе к головной части.
Ответить

Вернуться в «Россия / СССР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость