История создания мины АПДМ (По моим сведениям),
После окончания войны во Вьетнаме, в “сети вьетнамских рыбаков” близ военной морской базы Камрань, (ныне известный русский курорт Ня Чанг) попала американская мина – бомба. Это была авиационная бомба в габаритах ФАБ 500, переоборудованная в морскую мину при помощи замены взрывателя авиабомбы на прибор управления миной.
Программа называлась Дистрактор. В дальнейшем она получила развитие и была переименована в Квикстрайк. Сейчас на вооружении американских ВМС состоит авиационная мина-бомба типа Мк-65. Мина снабжена дополнительными крыльями, что позволяет увеличить дальность планирования на воздушной траектории и корректировать точность постановки. (для прорыва ПВО противника)
Вто же время, в середине 70 х годов, СКБ завода В,В, Куйбышева, г. Петропавловск разрабатывало НИР по теме Кефаль. Была разработана авиационная продиводесантная мина в габаритах ФАБ 250, ФАБ 500, ФАБ 1000. Мина была снабжена специальной теплозащитой против аэронагрева во время транспортировки на сверхзвуковых скоростях, жесткой системой стабилизации и торможения (ЖСТС), и приборным модулем в габаритах взрывателя авиабомбы ФАБ. Изготавливалась мина из маломагнитной стали, для затруднения обнаружения и вытраливания.
Главный конструктор НИР – Лахтин Жорж Иванович. В группу разработки входили Левченко В.Ф., Морев И.Н. Диплом по теме писал студент ЛКИ Усольцев.О,В.
Была изготовлена опытная партия мин и проведены успешные натурные испытания в Феодосии, в том числе на мысе Чауда.
В начале 80х продолжилась разработка АПДМ в рамках темы Кречет. Главным конструктором КМЧ был Коровин Владимир Михайлович. Разработчиками также были Сороколадов А.Е., Молоканов Ю.В. Головным предприятием был филиал НИИ Гидроприбор, г. Гагры.
Из-за недостаточной на то время электронной базы (отсутствие необходимых микросхем, магнитных пленок, ионисторов и т.д.) минного взрывателя в габаритах взрывателя авиабомбы создать не удалось. В мине Кречет был применен аппаратурный отсек модульного типа. Отсек стыкуется с БЗО и возможна его легкая замена на случай модернизации или изменения модификации и параметров мины. Далее стыкуется ЖСТС. Мина может ставится на высоких скоростях и при низких высотах полета самолета носителя. При постановке на малых глубинах, мина углубляется в грунт, что очень затрудняет ее вытравливание.
При постановках на Чауде, приходилось брать лопаты и выкапывать мины с глубины более 1.5 метров. Мина Кречет была принята на вооружение и изготавливалась на заводе В.В. Куйбышева в серийном производстве.
Вот фото, сделанные на военно-морской базе в Камране. Рядом знаменитый русский курорт Ня-Чанг.
DSC00455.JPG
DSC00532.JPG