Универсальная учебно-тренировочная мина

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
Ответить
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Универсальная учебно-тренировочная мина

Сообщение minzavod »

В 80х годах, в ЦНИИ Гидроприбор и в СКБ завода Куйбышева активно велась разработка минно-торпедных и минно-ракетных противолодочных комплексов третьего поколения - ОКР Лангуст-Щука, Сосняк, Унификация.
Кроме того, завод Куйбышева продолжал серийный выпуск широкополосных мин ПМР-1, ПМР-2, ПМТ-1, МТПК-1.

Согласно новым требованиям, для повышения надежности боевого применения, начались квалификационные (типовые) испытания этих мин на полигонах ВМФ СССР. Возникла необходимость обучения личного состава НК, ПЛ и Авиации правилам постановки, окончательного приготовления и выборке этих мин.

Так как, все эти мины, имели одинаковые весо-габаритные параметры, сходный внешний вид, однотипные предохранительные приборы и приборы ДКВ, УПВ ВМФ решило создать Универсальную Учебно- Тренировочною Мину (УУТМ). Мина должна была имитировать все существующие и вновь разрабатываемые, на тот момент широкополосные мины.
Разработка мины была поручена СКБ завода Куйбышева. Главным конструктором был назначен Акимов Василий Григорьевич. Заместителем Главного конструктора Усольцев Олег Владимирович.

При разработке УУТМ решались следующие вопросы:
Первое – это снимало необходимость разрабатывать новые учебно- тренировочные варианты мин Лангуст-Щука, Сосняк-М, Унификация.
Во вторых упрощало технологию изготовления и существенно снижало стоимость существующих учебно-тренировочных образцов.
В третьих повышало надежность учебных постановок и выборок мин, а также повышало всепогодность при проведении учений. Мина должна была обеспечивать постановку и всплытие при температурах минус 20 градусов и обеспечивать работоспособность после воздействия температур от минус 50С до плюс 50С.

Мина должна была обеспечить надежное всплытие после постановок со всех типов носителей.
Для этого должен быть задействован принцип срабатывания от трех раздельных, независимых физических воздействий.

Основные Тактико-Технические Требования заявленные в ТТЗ на разработку:
Мина должна обеспечивать постановку со всех типов носителей НК, ПЛ, Авиации, существующим и разрабатываемым на момент создания УУТМ.
Обеспечивать обучение личного состав правилам окончательного приготовления, постановке и выборке широкополосных мин.

Мина разработана в двух вариантах
– для постановок с ПЛ и НК
- длина 7900 мм
- диаметр -533
- для постановок с Авиации
- длина 5600 мм
- диаметр 533 мм.

Глубина места постановки от 60 метров до 250 метров
Скорости носителей при постановке – любые, обеспечиваемые носителями.
В мине применен упрощенный механизм установки и всплытия, обеспечивающий всплытие через заданное время.
Коме того, в мине предусмотрена установка приемника и блока Системы Телеуправления Минами (СТУМ).
В данном случае, всплытие корпуса мины происходит после команды СТУМ.

Мина изготовлена из судостроительной стали и обеспечивает прочность корпуса, даже в случае ее переуглубления.
Натурные испытания мины УУТМ производились на военно- морской базе в Феодосии – постановки с НК, ПЛ, и Авиации.
Постановки при низких температурах с НК и ПЛ (до минус 20С ) проводились на базе ВМФ в Североморске и Полярном. Глубина стрельбы из ТА до 170 метров.

Были произведены Заводские испытания (20 образцов – заводская партия) в 1988-1990 гг.
Государственные испытания (10 образцов – государственная партия) в 1990-1992 гг.
Различные стендовые испытания, согласно требованиям Стандарта МОРОЗ 5. (5 образцов) в 1988 – 1992 гг.
Все испытания завершились с положительными результатами, и мина УУТМ была принята на вооружение в 1992 году.

В разработках, изготовлении и испытаниях мины участвовали сотрудники СКБ завода Куйбышева Б.А Портиков, М.Р. Шакиров, Ю.С. Семухин, А.Г. Плотников, И.В. Коровин, Р.И. Коровина, Ф. И. Фазылова, Н.К. Вдовина, А.И. Белкин.

Главный конструктор УУТМ Акимов Василий Григорьевич
Акимов В.Г..jpg
Заместитель Главного конструктора УУТМ Усольцев Олег Владимирович
Усольцев О,В..jpg
Группа по разработке чертежей, технологий, проведения испытаний.
Группа по разработке.jpg
Испытания на работоспособность при низких температурах. База ВМФ в Североморске. На фото Усольцев О.В. и Плотников А.Г.
Североморск.jpg
Подвеска изделий на самолет ТУ 22М .
71.jpg
Погрузка изделий на ПЛ.
73.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось minzavod 21 апр 2019, 17:41, всего редактировалось 3 раза.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Универсальная учебно-тренировочная мина

Сообщение admin »

А можно попытаться восстановить фамилии на фото из группы разработки?

А это разве Гитана в Феодосии? По-моему, торпеду грузят? и похожи на китайцев по форме и антропометрии?
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Универсальная учебно-тренировочная мина

Сообщение minzavod »

Это группа Эсаулова Г.Ф. после его смерти. я был направлен в СКБ для разработки Гитаны.
Так как это была одна из последних тем, разрабатываемых в СКБ и кроме того, СКБ было головным по его разработке, то в группу были направлены многие сотрудники СКБ из других секторов.

На снимке сотрудники группы Эсаулова Г.Ф и сотрудники участвовавшие в разработке Гитаны.
Верхний ряд слева-направо:

– Поротиков Борис Алексеевич, ведущий конструктор по теме Унификация, Сосняк, разработчик узлов по теме Гитана.

-Семухин Юрий Андреевич – инженер – конструктор, участник испытаний по теме Гитана

- Фузия Фазылова – инженер, разработчик чертежей УУТМ, Сосняк.

- Николай Гаврилов – инженер, разработчик чертежей и инструкций по теме Стрелка (ПРМ).

- Раиса Ивановна Коровина – инженер-конструктор, разработчик чертежей по темам Гитана, Сосняк, Лоцман-Д, Стрелка.

- Коровин Игорь Владимирович – инженер-конструктор, главный испытатель по теме Сосняк, участвовал в испытаниях Гитаны в Феодосии.

- Малахов Виктор Игнатьевич - ветеран СКБ, Главный конструктор по теме Компас (прибор плавания для имитатора ПЛ). Участвовал в натурных испытаниях по теме Гитана в Феодосии.

- Хоменко Андрей – молодой специалист, программист. Участвовал в составлении математической модели постановок и установки на ЗУ по
теме Гитана.

- Колесников Павел – молодой специалист, участвовал в разработках чертежей по теме Гитана.

- Кузеванов Михаил Афанасьевич – ветеран СКБ, начальник группы серийных образцов в СКБ.

Нижний ряд слева-направо:
- Литуев Владимир Николаевич, - инженер- конструктор, ветеран СКБ, Участвовал в разработках мин по темам Стрелка, Лоцман-Д, Сосняк, Гитана, и подледной мины ПМ. Участник испытаний изделий на Новой Земле.

- Беленкова Нина Ивановна – инженер по новой технике.

- Баймухаметов Рауф – инженер, начальник Лаборатории входного контроля. (Проверка и испытания всех приборов и комплектующих, поступающих на завод).

- Вдовина Надежда Николаевна – инженер, ветеран СКБ, разработчик чертежей по теме Гитана.

Ожогин Валентин Алексеевич – ветеран СКБ, Главный технолог СКБ, проверял все чертежи на технологичность.

На фото отсутствуют еще некоторые участники разработок по теме Гитана. Предполагаю что они в это время были на испытаниях в Феодосии.

-Акимов Василий Григорьевич – Главный конструктор.
- Усольцев Олег Владимирович – Зам. Главного конструктора.
- Шакиров Марат Ришатович – разработчик электрической схемы Гитаны
- Дубцов Юрий Николаевич – начальник группы электрических схем и приборов.
- Белкин Анатолий Порфирьевич – слесарь – испытатель (Феодосия, Североморск, Полярный)
- Плотников Анатолий Геннадьевич – слесарь-испытатель (Североморск, Полярный)

По поводу фото погрузки Гитаны в Феодосии, мне тоже кажется, что больше на торпеду похожа. Хотя у Гитаны был котелок, от ПМР-1 – входил в комплект поставки и вот он-то тоже на торпеду похож. А фото мне Белкин прислал, наверное, из Интернета. Хотя для реальности картины, не очень важно какое там изделие. На погрузку это не влияет. Сами мы никогда фото изделий не делали и даже рядом не фотографировались.
Но пирс очень на Феодосийский похож. И лодка 641 или 613 проекта? Вернее 641 пр. они как раз в Феодосии были.

И вот еще некоторые “Ляпы” из темы Гитана. В Энциклопедии Морское Минное Оружие Флота России, приведены чертежи (схемы) Гитаны. Не могу их рекомендовать для публикаций.
Там на лодочном варианте нарисован парашют. А на авиационном, наоборот верхняя крышка, со штырями УБЗ. Приведена также совершенно нелепая таблица с размерами - длинами. Гитана имела свои размеры длины в одном варианте, а вот весовые характеристики ее могли изменяться при помощи дифференциальных грузов. Наверное, при подготовке Энциклопедии к публикации – кто-то небрежно нарисовал эти эскизы. К тому времени СКБ уже не существовало, и спросить было не у кого. Но кто не работает – тот и не ошибается.
На скорость это не влияет.
Последний раз редактировалось minzavod 21 апр 2019, 17:43, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Универсальная учебно-тренировочная мина

Сообщение admin »

Спасибо большое! За превосходные материалы и отменную память!

Да, в Энциклопедии есть "ляпы", а некоторые картинки вызывают даже возмущение!!! Например, наброски внешнего вида мин, когда в библиотеке Гидроприбора хранятся РАССЕКРЕЧЕННЫЕ описания!

А картинку с погрузкой я нашел в интернете с надписью "китайцы грузят Yu-1 в ТА"))) место не указано...
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Универсальная учебно-тренировочная мина

Сообщение minzavod »

Сейчас вот снова посмотрел в Энциклопедию МО, и обнаружил на Гитане в Авиационном варианте на котелке странные ручки по кругу. Никаких ручек, конечно, там нет и быть не должно. Это по чьей-то фантазии их для удобства выборки наверное подрисовали.
Вообще уже в названии темы Гитана – звучит какая-то легкомысленность и изменчивость, как и положено быть испанской цыганке.
И вот еще один курьезный факт из истории ее создания.

Согласно ТТЗ Гитана должна обеспечивать постановку и работоспособность при низких температурах на полигоне. (До минус 20С). Это было обусловлено тем, что на Северном флоте, при проведении учебно-тренировочных постановок произошел обрыв минрепа на Гольце. Всплывший корпус ударил лодку и вышел сильный скандал. Одной из предположительных причин обрыва посчитали низкую температуру при проведении учений.

После этого были внесены изменения в конструкцию Системы установки всех широкополосных комплексов. Заодно было предписано провести стендовые и дополнительные натурные испытания при низких температурах. Мы морозили приборы узлы и МУ до минус 50С в Лаборатории завода, опускали приборы в охлажденную воду, а затем проверяли работоспособность после обледенения.
Чтобы обеспечить выполнения требований ТТЗ. испытания Гитаны были запланированы на Северном флоте, в период самых низких температур. Я два года подряд, в период январь- февраль 1990 и 1991 года безвыездно находился в Североморске и Полярном с группой заводских рабочих Белкиным А., Голубем С., Плотниковым А. Заодно мы проводили там технические осмотры и производили ремонт системы установки на Гольце и Лоцмане-Д. (устанавливали дополнительную капроновую стропку в якорном узле, меняли смазку в МУ, и меняли крылья – стабилизаторы на Гольце).

За два года командировок в Североморск, я ни разу не дождался температуры воздуха хотя бы ниже 10С. Благодаря морскому климату, и близости Гольфстрима, климат в Кольском заливе значительно мягче, чем например, у нас в Сибири, где температура за минус 40С – это для зимы не редкость. Я запросил Кольский метеоцентр выдать мне сводку температур за последние 15 лет.
Результат был неожиданным, - температура в минус 15С была зафиксирована раза три – четыре за весь период, а минус 20С – кажется вообще, не наступала никогда. Пришлось нам выходить в море на тральщике при минус 10С, предварительно выдержав мину двое суток на открытом воздухе и периодически поливая ее морской забортной водой. Затем были произведены натурные постановки. Также поступили и при постановках с ПЛ. Было произведено две постановки с НК и две постановки с ПЛ. Все результаты положительные. Так закончился цикл испытаний Гитаны на работоспособность при низких температурах.

На фото Усольцев О.В. и Плотников А.Г. ждем морозов в Североморске.
Центральная и единственная гостиница в городе - Ваенга.
70.jpg
Центральный проспект Североморска. Дорога в штаб.
Полярный день длится не больше двух часов. Нужно все успеть.
72.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ответить

Вернуться в «Россия / СССР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей