Мина ПМР-2.

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
Lexa-minnii
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 12 фев 2018, 15:30

Мина ПМР-2.

Сообщение Lexa-minnii »

Мина ПМР-2 является продолжением развития мины ПМР-1. Но в отличии, принципиальном и техническом, ракета мины ПМР-2 находится в контейнере, как у мины-торпеды. Всвязи с этим была разработана немного другая система прицеливания.
ПМР-2- противолодочная мина-ракета с системой автоприцеливания. Это первый отечественный минный комплекс с капсулированной миной-ракетой с двигателем на твердом топливе принятый на вооружение. ПМР-2 принята на вооружение ВМФ СССР в 1972-73 г.г. под наименованием ПМК-1 (противолодочный минный комплекс) с миной-ракетой ПМР-2 (противолодочная мина-ракета). В 1990 г. на базе мины-ракеты ПМР-2 создан экспортный вариант комплекса ПМК-1 с миной-ракетой ПМР-2Э. Ближайшим зарубежным аналогом является более тяжелая мина "Кэптор" (США) с торпедой в качестве поражающего снаряда.
Система управления и наведение - активно-пассивная. Система управления ракеты - инерциальная с гироскопами. Органы управления - гидродинамические рули.

Управление миной-ракетой осуществлялось:
- по отклонению от программного угла в плоскости стрельбы, которой по команде от аппаратуры автоприцеливания могла стать одна из двух земных плоскостей, в начальный момент проходящих через одно из взаимноперпедикулярных оперений корпуса мины;
- по углу отклонения корпуса ракеты от плоскости стрельбы;
- по углу поворота корпуса ракеты относительно ее продольной оси (по крену).

Цели мины-торпеды - ПЛ, идущие на глубине 50-200 м со скоростью от 6-8 до 30 уз
Форма опасной зоны - сферический сектор 160 град, направленный вверх с радиусом 200 м
Размеры опасной зоны - 150-400 м
Минный интервал:
- между минами в линии - 1000 м
- между линиями - 2000 м
Взрыватели - контактный, неконтактный, временной.
Число ступеней предохранения - 3

ТТХ мины-ракеты:
ПМР-2 / ПМР-2Э
Длина 7830 мм / 7890 мм
Калибр 533 мм / 533 мм
Масса 1850 кг / 1850 кг
Масса ВВ 175 кг / 300 кг-? в тротиловом эквиваленте
Скорость 80-100 м/с / 80-100 м/с

Глубина места постановки мины 200-1000 м / 200-1000 м
Глубина углубления мины 200-400 м / 200-400 м
Время атаки 7 сек / 7 сек
Срок боевой службы на позиции 1 год / 1 год
Гарантийный срок эксплуатации не менее 10 лет / не менее 10 лет
Модификации:
- ПМК-1 / ПМР-2 - базовый вариант, 1972 г.

- ПМК-1 / ПМР-2Э - экспортный вариант, 1990 г.

Носители - корабли и подводные лодки; на ПЛ постановка производится из ТА калибра 533 мм, на кораблях - с кормовых скатов.
Способ постановки - осцилляционный, впростонародии-автоколебаниями.
Админ....И эта мина то же должна иметь свое место на сайте.....И...не умею картинки вставлять....может найдете что-то из фото, принцип установки и действия...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Но было уже поздно...торпеда вышла.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина ПМР-2.

Сообщение admin »

Спасибо!

Родная кафедра. Вверху - это ПМР-2?
лаборатория_Мины_форум.jpg
И в Гидроприборе

Со старшей сестрой ПМР-1 (справа)
ПМР1_ПМР2.jpg
ПМР-2
ПМК2_800_прб_амн.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина ПМР-2.

Сообщение admin »

Из истории создания ПМК-1 (ПМР-2)

Конструкторская компоновка типа мин РМ-1, ПМР-1 на основании расчетов выявила технические ограничения по возможности увеличения опасной зоны. Решение было найдено в создании минного комплекса с капсулированной боевой частью. Так была открыта в 1963 г тема «Голец» по созданию противолодочной мины-ракеты, принципиально отличающейся от ПМР-1 тем, что боевая часть - ракета стартует по команде из пусковой установки. Это позволяет увеличить размеры опасной зоны по радиусу в 2 раза и перекрыть рабочие глубины подводных лодок того времени одним ярусом по сравнению с двумя ярусами ПМР-1.
Работа была поручена ОКБ завода им. Г И. Петровского (г.Горький). Главным конструктором был назначен Б. В. Соловьев.
В НИИ-400 работы по созданию минного комплекса «Голец» проводились в инициативном порядке группой под руководством Л. М. Вольфсона.
В 1965 г соответствующим Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР тема была передана для разработки в НИИ-400.
Разработка минно-ракетного комплекса была связана с решением целого ряда научных и технических проблем:
обнаружение малошумных на то время подводных лодок с определением элементов движения, с последующим вводом этой информации (направление в пространстве, азимутальный угол и дистанция до цели) в боевую часть - ракету;
старт ракеты из пусковой установки с углубления в несколько сот метров (старт баллистических ракет из пусковых установок - подводных лодок в это время обеспечивался до 50 м);
создание ракетного двигателя, обеспечивающего скорость движения ракеты до 100 м/с, что позволяло оценивать цель как стоящую;
запуск ракетного двигателя в герметичной пусковой установке, открытие крышки пусковой установки после сравнения избыточного давления газов в пусковой установке с наружным давлением окружающей водной среды; создание жаростойкого устройства для исключения прогорания заднего днища и цилиндра пусковой установки в районе соплового блока ракеты;
создание системы управления ракетой на траектории с обеспечением выполнения азимутального угла после выхода ракеты из пусковой установки, были найдены оригинальные конструкторские решения в управлении рулями;
создание системы автоматической установки мины на заданное углубление;
создание комплекса взрывания неконтактным, дистанционными контактным методами;
создание взрывателя кодированного взведения (ДКВ).
Трудно перечислить все технические проблемы, которые необходимо осмыслить, найти конструкторские решения и все это должно надежно сработать после нахождения мины в агрессивной водной среде в течение года. Одна из таких проблем - обеспечение коррозионной стойкости после нахождения мины в трубе торпедного аппарата, периодически омываемого соленой водой, а потом после годового нахождения мины на боевой позиции.
Однако коллектив творцов, разработчиков НИИ-400 под руководством талантливого главного конструктора Л. М. Вольфсона в составе: Ю. В. Постникова, Ю. И. Смирнова, А. М. Кутузова, В. М. Баранова, В. А. Цырульниковой, И. Г. Пеryховой, Л. Г. Гришиной, Р. А. Антонович, Ю. Е. Борисова, П. И. Швецова, В. И. Куликова, И. Н. Юркевича. О. Н. Смолина, И. Н. Смолина, Л. С. Салова, Р С. Жизмора, Г Б. Коника, К. А. Князева, М. Куликовой, А. Белехова, С. С. Закирова, Г К. Коляды и многих других создали этот минно-ракетный противолодочный комплекс, который не имеет аналога в мире.
Разработку со стороны НИУ Заказчика сопровождали В. М. Битный-Шляхта, Б. В. Тутурин, С. Ф. Пашанин, С. М. Бунин. В экспортном варианте ему присвоен шифр ПМК-1 (противолодочный минный комплекс). На вооружение он был принят в 1972 г Главный конструктор Л. М. Вольфсон в составе других разработчиков в 1996 г. награжден премией правительства РФ в области науки и техники.

НУЖНА ПОМОЩЬ В ПОИСКЕ БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ КОНСТРУКТОРОВ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ!!!
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Мина ПМР-2.

Сообщение minzavod »

ПЯТНИЦА 13
Олег Кольцов
Посвящается Вольфсону Леониду Марковичу

Пятница 13 написано 13 апреля в пятницу. На следующее утро, в субботу в 4-00 утра корабли НАТО нанесли ракетный удар по Сирии. Было выпущено 107 крылатых ракет Томагавк.



Неспокойно стало в мире, нечисть всплыла в Финикии,
Мочим мы ее в сортире, а она встает в Пальмире.
Нам грозит из-за морей президент всех упырей.
Злой Кащей Барак Абама задушил Хуссейн Саддама,
В Англии Тереза Мэй отравила Скрипалей,
Клинтон Хиллари сама утопила Усама,
Разорвали вурдалаки лидера Муаммар Каддафи.
На таких вот мудаков нам бы пару СОСНЯКОВ,
Не послать ли нам ГОЛЬЦА в президента подлеца,
Коль стартует наш ГОЛЕЦ – Трампу Дональду – пипец.

Примечания
СОСНЯК – Подводная мина-торпеда
ГОЛЕЦ - Подводная мина-ракета
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Мина ПМР-2.

Сообщение minzavod »

Да, о ПМР -2 можно писать бесконечно. ПМР-2 -Легендарная мина, новое поколение в Морском оружии. Талантливая группа разработчиков и создателей. Вольфсон Леонид Маркович – Главный конструктор, замечательный человек, творческая личность и при этом скромный человек. По тем временам, производство мины требовало новых технологий, новых материалов, нового оборудования. Мина серийно производилась на заводе в Петропавловске с 1972 года по 1994 год.

Для подготовки технологий, производства мины, авторского надзора, испытаний и сдачи Заказчику была даже введена новая должность на заводе изготовителе – заместитель Главного конструктора по изделию. В разное время заместителями Главного конструктора ПМР – 2 на заводе были Плешивцев Николай Яковлевич, Лопухин Николай Степанович, Усольцев Олег Владимирович.
Кроме того, начиная с 1980 года для мины ПМР -2 были впервые назначены квалификационные периодические натурные испытания. Испытания проводились на основе новых требований и стандартов для новых образцов вооружения МО СССР. Согласно этим требованиям, раз в год, на заводе отбиралась случайная партия образцов (обычно 10 шт.) и направлялась на испытания для подтверждения показателей надежности боевого применения.

Испытания мины ПМР -2 проводились на Иссык-Куле. За время квалификационных испытаний в период с 1980 по 1990 годы, были подтверждены показатели надежности мины – ракеты. Были выявлены и некоторые ошибки и недостатки в конструкции, технологии и в производстве мин. Все недостатки были исправлены, были внесены изменения в конструкцию и технологию изготовления. Производились доработки мин, причем не только на заводе, но и на базах ВМФ и на арсеналах хранения.

На натурных испытаниях работала Государственная комиссия. Председателем комиссии назначался представитель от НИУ ВМФ. Ответственным за испытания, их материальным обеспечением являлся завод – изготовитель.
От завода испытания проводили Кривонос А.И., Лопухин Н.С., Усольцев О.В. От разработчиков (ЦНИИ Гидроприбор), участвовали Вольфсон Л.М., Халтурин Г.М. Постников Ю.В. От НИУ ВМФ Курьянов А.И., Давлетьяров Д.Б. Приглашали по необходимости и других представителей, от заводов изготовителей приборов и аппаратуры.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина ПМР-2.

Сообщение admin »

Вольфсон 1.jpg
Леон Мордухович Вольфсон родился 28 января 1926 г. в Москве.
В 1947 г окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.
С 1947 по 1948 г работает инженером-механиком в НИИ № 1 авиационной промышленности.
В октябре 1948 г. переходит на работу инженером-механиком в НИИ-400. Последовательно прошел трудовой путь от инженера до главного конструктора. Основная деятельность его как главного конструктора - это создание современных минно-ракетных комплексов различного назначения.
За активную трудовую деятельность награжден многими медалями. Коллеги запомнили Леона Мордуховича как творческую личность, постоянно находившуюся в поиске новых оригинальных решений. Л.М. Вольфсон является автором и соавтором более 30 научных трудов, 15 изобретений и патента на «Автономную позиционную станцию с системой всплытия-погружения с кабель-тросом и способ ее применения» (№ 2297939).
Untitled-Scanned-01.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина ПМР-2.

Сообщение admin »

Можно было собрать полную биографию с множеством фото, ведь "В контакте" живут его сын и внуки. Надеюсь, что все-таки, установим рабочие контакты с семьёй!

В прошлом году довелось встретиться и побеседовать о судьбах конструкторов с Рафаилом Савельевичем Жизмором. У него оказался небольшой фотоархив Матвеева. Задал свой любимый вопрос: самый талантливый конструктор послевоенной эпохи. Рафаил Савельевич поставил на 1 место Вольфсона, на 2 - Матвеева...
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Мина ПМР-2.

Сообщение minzavod »

Да, очень жаль! Ну ничего будем сами вспоминать. У меня есть еще воспоминания про ПМР-2 и Щуку. А Л.М. Вольфсон очень много внимания уделял работе. Участвовал во многих натурных испытаниях. Наверное редко уделял должного внимания семье. Отсюда и издержки профессии. А супруга у него была полковником МВД, тоже не позавидуешь. В советское время на первом месте была работа, должностные обязанности, а уж потом семья и дом.
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Мина ПМР-2.

Сообщение minzavod »

Иссык Куль 1985 год. База Койсара. Квалификационные (типовые) испытания ПМР- 2. Слева - Толя Белкин - Лучший слесарь Минсудпрома. Олег Усольцев - Зам главного конструктора завод им. Куйбышева. Справа - Олег Бряков - Представитель Заказчика ПЗ 880. Выход в море на торпедолове.
торпедолов.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось minzavod 18 фев 2019, 14:36, всего редактировалось 1 раз.
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Мина ПМР-2.

Сообщение minzavod »

ОЛЕГ КОЛЬЦОВ
Правдивые рассказы из сборника Повести Белкина

ПОВЕСТЬ НЕЗАЧЕТ

Результаты испытаний делятся на Зачет и Незачет.
Зачет бывает Положительный и Отрицательный. Отрицательный - это отказ изделия и полная катастрофа для конструкторов и военных. Незачет - это ошибка персонала, потеря или отсутствие информации, или другой форс-мажор. Из пяти постановок (опытов) только один может быть отрицательным, тогда нужно исправить неполадки, снова произвести испытание изделия и получить положительный результат, В таком случае, согласно ГОСТа, периодические заводские испытания считаются успешными, а произведенная годовая партия принимается Заказчиком. В отличие от Отрицательного результата, Незачетов при испытаниях может быть гораздо больше чем один. Теперь всем понятно, что, Незачеты любят и военные и заводские, потому что Незачет не лишает гражданских лиц премии, а военных звания и регулярного продуктового пайка.

Председателем комиссии периодических испытаний Гольца был назначен капитан 1 ранга Даулет Давлетьяров, от Научно Исследовательского Института Заказчика. Комиссия была межведомственная и представительная. От Разработчиков - Сам Главный конструктор, легендарный Вольфсон. Заказчик Разработчика - Щелканов Сан Саныч - будущий заместитель мэра Ленинграда при Собчаке. Представители Заказчика от завода - капитан 2 ранга Шелухин и молодой лейтенант Олег Бряков. От завода - я и Белкин. Короче полный комплект чинов и званий. Председатель комиссии Даулет Булатович Давлетьяров не любил шила, научную гидродинамику и долгих рассуждений. Зато любил точность, субординацию и выслугу лет. Даже главного конструктора он вписывал в акты точно по паспорту как Леон Мордухович, хотя все звали его Леонид Маркович. Это Давлетьярову принадлежит крылатая фраза - Чем больше бумаги, тем чище задница. Поэтому бумаги у нас всегда были в порядке.
база койсара.jpg
Испытания проводились на Иссык-Куле. Были внесены изменения в конструкцию Гольца. Усилены стабилизаторы, установлена стропка - демпфер в якоре, изменена конструкция траверсы в крышке контейнера, применена новая смазка в механизме установки. Грузились на корабль в Койсаре, ночью, вышли рано утром, чтобы к 10 ти быть на точке, как говорил Левик - контрабандист из Бриллиантовой руки,
Чтобы точно попасть на точку с глубиной 720 метров, алгоритм действий должен быть таким:
-ПОМЕСТАМСТОЯТЬСЯКОРЯСНИМАТЬСЯ
-БАКОВЫМНАБАКЮТОВЫМНАЮТОТДАТЬШВАРТОВЫ
-ЗАПУСТИТЬДВИГАТЕЛЬ
-ПЕРЕЙТИНААВТОНОМНОЕПИТАНИЕ
-САМЫЙМАЛЫЙЛЕВОРУЛЯ
Затем через 10 минут опять:
-КУРС160ПОЛНЫЙВПЕРЕД
Сейчас все члены комиссии могут выпить по сто грамм, налить командиру и разойтись по каютам. Однако часа через два - три, опять:
-НАТРАВЕРСЕЛЕВОГОБОРТАТАМГА
-ГЛУБИНА720ВОЛНЕНИЕТРИБАЛЛА, СТОПМАШИНЫ
И уже нормальным голосом командира:
- Комиссия может приступить к работе.
После СТОПМАШИНЫ наступала звенящая тишина, покой, а в перископ открывались живописные виды на море и берег курортного пустынного поселка Тамга.
ос213.jpg
Да Тамга, южный берег Иссык-Куля. Это вам не курортный север, где на каждом километре пляж, партийный или комсомольский санаторий, пионерский лагерь и Чолпон-Ата со своим огромным киргизским базаром. Северный берег знает каждый школьник, каждый турист в Киргизии, да и в Казахстане. А вот Тамга! Тамга, - это суровый южный берег, где заснеженный Тянь-Шань, где вековые корабельные сосны. На юге туристов и отдыхающих нет, Здесь есть китайская граница, урановые рудники, вершина пика Победы, древняя лечебная Теплоключенка, открытая еще Пржевальским, скалы Джеты-Огуз, упирающиеся своими пальцами в небо. Здесь по горным тропинкам можно попасть в Китай, что и делают местные торговцы анашой и соломкой. Здесь на юге суровый город Пржевальск, в котором есть только один вид еды - Ашлянфу, и два вида напитков. Первый - литровые огнетушители местного вина, под непонятным названием Чашма, и второй - местное бродяжное, кислое пиво с понятным названием Жигулевское. Вообще, юг славится своими дикими тропами в горах, по которым ты можешь добраться в тянь-шаньские источники радоновых или сероводородных вод. Но это совсем другая история. А сейчас Тамга - закрытый военно-морской санаторий, на траверсе которого, милях в двадцати, мы обычно и работаем.

-Пошли готовить изделие, - позвал я Белкина, мирно дремавшего на левой подвесной койке.
Важные члены комиссия спали по другим каютам. Сон в море хорош и безмятежен. Особенно после принятых отвальных 100 граммов Шила.
Комиссия спит, мы с Белкиным на палубе готовим изделие. Утренний штиль, кругом вода, встает солнце из-за гор, легкий утренний ветерок обдувает наши тела.
-ИДИЛЛИЯ, другого слова не подберешь, самые любимые в жизни моменты. Кто ходил в море - тот знает.
иссык куль.jpg

Вдруг, голос командира в граммофон: - С берега сообщение. Спутник в зените. Работы прекратить. Изделия зачехлить.
Мы с Белкиным натягиваем тент поверх серых, холодных, металлических цилиндров.
Чего они тут хотят увидеть, проклятые америкосы? А время теряем, спутник - шпион в зоне будет еще часа полтора, потом уйдет, наверное, к Черному морю к Феодосийской базе. Белкин тоже не доволен, что приходится прерывать работу, говорит обиженно: - Написать им что ли?
- Напиши, - отвечаю я.
Белкин берет белую эмаль и поверх брезента пишет: - Хрен Вам.
- Не прочитают, - говорю я, - мелко, да и русского они не знают.
Наверное, в ЦРУ русский знали, потому что потом, несколько лет спустя, в 90х, Буш слал нам куриные ножки, так как думал, что, у нас действительно кроме хрена есть нечего. Я знаю достоверно, что сами американцы ножки не ели, а предпочитали белое мясо. Говорят, в ножках был холестерин и специальные гормоны. От этих гормонов поколение родившихся в 90 е постепенно тупело и превращалось в дебилов. Этому есть достоверные доказательства - полный ступор машиностроения, кораблестроения и даже гражданского строения в современном обществе, зато огромное количество невостребованных юристов, экономистов, визажистов и менеджеров. Да еще артистов.
Прошел час, спутник улетел за горы. Проснулись и растянулись по верхней палубе все члены комиссии. Зачарованно глядят на море. Все-таки Идиллия.

Голос председателя: - Приступить к работе мать, ихнюю америкосов этих! Время уходит!
На палубе появляются матросы, и работа кипит уже без нашего участия.
Снимают чехлы, бандажи, отпускают винты тормозов минных тележек, ждут команды. Подходят военные - Давлетьяров, Шелухин, Щелканов, осматривают изделие, пишут бумаги, раздают указания. Потом отходят в сторонку, за надстройку, чтобы не зацепило и Председатель командует: - Командир, самый малый вперед.
И снова, уже командир: - САМЫЙМАЛЫЙВПЕРЕД, -ПОСТАВИТЬМИНЫ.
САМЫЙМАЛЫЙ появился после того, как оборвался минреп на Гольце, изделие всплыло и ударило корабль под днище. Тральщик пришлось ставить в ремонт. Такой же случай произошел и на северном море с подводной лодкой, а это серьезно, после чего Вольфсон был снят с должности Главного и на год был разжалован в инженеры.

Матросы уперлись, и дружно покатили. - БАБАХ!- иначе не назовешь, и фонтан брызг и быстрое погружение. Голец скрылся из вида. Изделие длиной восемь метров, массой в две тонны при сбрасывании с минных путей резко запрокидывается, и может зацепить неосторожного матроса. Еще хуже если нога в такелаж попадет, - унесет на глубину. Не зря, работающим в море, командированным платят гробовые в размере до сорока процентов прибавки к суточным. Были трагические случаи на Иссык-Куле, но это другая история.
Я сидел у борта с гидрофоном и магнитофоном для записи. Белкин курил, члены комиссии смотрели в глубину величественных вод Иссык-Куля. Прошло минут пять. Затем еще пять. Я ничего не слышу, в гидрофоне тишина! Может кабель отошел, - закралась спасительная мысль. Я пошевелил кабель. Отключил его и снова подключил. Я выключил и включил магнитофон. Ничего! Тишина! Я поднял гидрофон, постучал, работает. Перешел к другому борту, опустил - ТИШИНА!

Прошло пол часа. Тишина в гидрофоне, тишина на палубе, тишина в головах членов комиссии.
- Будем ждать отработки и всплытия, - послышался голос Председателя. - Командир, корабль на циркуляцию, команде производить визуальный поиск по всем сторонам. Команда радостно зашевелилась, похватала бинокли, и задвигалась по палубе. Прошел час. Нет отработки, нет всплытия, нет премии, нет выслуги лет. А самое главное нет изделия. Иссык-Куль озеро внутреннее, закрытое, глубокое. Если в нем что пропадет, то уже никто не найдет, ни американцы, ни китайцы, ни мы сами. Поэтому там и проводятся особо важные испытания, такие как Голец и Шквал.

Комиссия собралась в кают-компании. - Прошу высказываться, - открыл заседание Председатель.
- Нужно протралить акваторию, - предложил Щелканов.
- Я уже дал радио на берег, будем ждать тральщик, пока не протралим, не уйдем, - ответил Давлетяров. Остальные промолчали - все знали, тралов на Иссык-Куле нет.
- Еще, какие мнения? - продолжал Председатель, - Что там у нас с проверкой схемы?
- Проигрывали два раза, один раз без Заказчика, второй раз в присутствии. Вот акты, вот журнал, вот паспорт готовности, - предъявил я бумаги.
- Да всю схему и работоспособность проверяли, - подтвердил Шелухин.
- Еще что?- продолжал Председатель.
- Еще бывают термо-акустические слои - гидрофону могло не хватить чувствительности, - зачем-то ляпнул я.
Давлетяров в науку не верил и пропустил это мимо ушей.
- Еще.
- Еще бывает заиливание,- продолжал я.
-Иссык-Куль миллионы лет стоит среди гор, нет тут никакого ила, - обиделся Щелканов.
- А кто снимал крышку с ГК?
- По документам, постановочная команда.
- А ее сняли?
Все оживленно заспорили. - А подать сюда Белкина! - Прекратил спор Председатель. Я на всякий случай возразил: - Белкин не член комиссии, и его мнение не должно учитываться.

Сняли или не сняли крышку с Гидростата Куркового, в народе ГК-12, - вопрос принципиальный. Если не сняли, - изделие становится безопасным и просто ложится на дно. Если сняли - приходит в боевое состояние, устанавливается на заданное углубление, отрабатывает по схеме и затем всплывает. Здесь его надо заметить, быстро ловить торпедоловом и транспортировать в базу. Еще у изделий есть шумоизлучатель - стукач и мигающая вспышка - фонарь, для облегчения поиска. Так вот, если изделие утонуло со снятой крышкой ГК - это Отказ, это Катастрофа!

Я пошел на палубу за Белкиным. - Главное молчи, - сказал я Анатолию на ухо. Белкин предстал перед комиссией. Он исправно молчал, бубнил только одно: - Крышка должна быть снята согласно документам, документы подписаны, вот подписи, вот печати. Все посмотрели на свои подписи и отпустили Белкина. Потом опрашивали минную команду, потом опять спорили. Молчал один Вольфсон, он был простым инженером и был сильно удручен.
- Так значит НИКТО не снял крышку с ГК? - Строго прервал спор Председатель.
- Никто, - подтвердили Шелухин и Щелканов.
- Так и запишем, НИКТО не снял крышку с ГК, - заключил Давлетьяров.
Тральщик ждали долго, ходили кругами, ходил кругами торпедолов, стало смеркаться.
- Пошли в базу, - наконец скомандовал командир. – Пошли, - подтвердил Председатель. Мы пошли домой в базу на Койсару.

Я сошел с трапа на берег и пошел к цеху. В руках я нес плоский серый ящик, на котором черной краской было написано ЗИП (запасные части и инструмент). В ящике лежали отвертка, два винта и крышка ГК.
Значит кто-то, все-таки, снял крышку с ГК.
Я прошел мимо цеха Шквала, у ворот которого одиноко сидел охранник и курил самокрутку. Цех был как всегда пустым. ВОХР участливо спросил: - Ну как? Положительно?
-Незачет, - гордо ответил я, зная, что еще год будет у всех и премия, и выслуга лет.
Мы зашли в цех.
-Пятница, шеф, - сказал или спросил тихо Белкин.
-Я знаю, - ответил я, и подошел к сейфу. Открыл сейф, достал две пепси шила, отдал Белкину. - На двоих, - сказал я. - А то я не знаю, - недовольно буркнул Толя.
Затем я положил в сейф крышку ГК, подумал и положил туда же два винта. Надо будет потом утопить в море, подумал я. Белкин подумал о том же.
усольцев белкин.jpg

ЭПИЛОГ

Теперь я знаю, почему при всех авиакатастрофах не могут найти именно черный ящик. Хотя он окрашен в ярко оранжевый цвет, а внутри установлен радиомаяк и даже шумоизлучатель. Все члены комиссии по расследованию причин аварии, хотят утопить черный ящик. Тогда будет Незачет, премия и выслуга лет.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ответить

Вернуться в «Россия / СССР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей