Мина П-13, л-т Калчев и тайна гибели ПЛ "Акула"

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
Ответить
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Мина П-13, л-т Калчев и тайна гибели ПЛ "Акула"

Сообщение admin »

О ПЛ «Акула» написано достаточно много. А с момента обнаружения в 2014 г. ПЛ «Акула» тема получила определенную подпитку и дополнительный интерес. Однако, остается ряд «минно-торпедных» вопросов, на которые так и не удалось найти ответы.

Источники при открытии этой темы:
Меркушев В.А. Записки подводника. 1905-1915. – М., 2004.
Стрельбицкий К.Б. Загадки последнего похода подводной лодки «Акула». Подводный флот отечества, №13. СПб, 2006
Цветков И.Ф. Русские подводные лодки. Ч.2. – СПб, 2009.
Стрельбицкий К.Б. Сообщения на форуме http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=55483.0
Переписка автора с участниками погружения
Музей ЦНИИ «Гидроприбор»
Залесский Н.А. «Краб» – первый в мире подводный минный заградитель.

…Еще в 1905 г. началась разработка проекта (сбор идей) большой подводной лодки русского дизайна. Задание на проектирование было более чем амбициозное. ПЛ должна была иметь скорость надводного хода 18 уз, подводного – 8 уз. …В итоге в 1906 г. появился проект Бубнова-Беклемишева, в который, даже в процессе строительства, вносились изменения. На основании проекта Балтийский завод представил в МТК Тех. Условия для постройки ПЛ, которые и были одобрены. Узким местом проекта было разработка дизелей Балтийским заводом, это и привело к невероятно длительному строительству ПЛ в течение 1906-1911 гг.
Первоначально вооружение (в проекте) состояло из трубчатых торпедных аппаратов по два в корме и два в носу располагавшихся близко к корпусу (что делало невозможным перезарядку в подводном положении из-за рулевых горизонтальных рулей), а также из четырех труб для хранения запасных торпед по два между торпедными аппаратами (45 см ниже аппаратов). Но во время начальных этапов строительства добавили 4 решётчатых торпедных аппарата на палубе.

В это же время проектировался еще один «долгострой». Проекту первого в мире подводного минного заградителя «Краб» не суждено было стать первым. Заложен он был действительно первым, но вот на воду сошли первыми минзаги Германии типа UC-I. В ходе обсуждения проекта в МТК возникло много идей, но главной из них была необходимость вооружения ПЛ минами.
1 мая 1907 г. исполняющий должность (и. д.) председателя МТК контр-адмирал А. А. Вирениус и и. д. главного инспектора минного дела контр-адмирал М. Ф. Лощинский в специальном докладе на имя товарища морского министра по поводу проекта минного заградителя М. П. Налетова и идеи вооружения ПЛ минами писали, что комитет "на основании предварительных расчетов и проверки чертежей нашел возможным признать проект осуществимым". Далее в докладе указывалось:
«Ввиду большого боевого значения такого подводного минного заградителя при невысокой его стоимости Морской технический комитет считает крайне желательным осуществить этот проект в ближайшем будущем...»
«Как ни желательно осуществление такой идеи, Морской технический комитет тем не менее находит более осторожным предварительно испытать постановку мин с подводных лодок, для чего является необходимым принять сделанное в феврале сего года предложение начальника Балтийского завода на устройство, согласно проекту корабельного инженера Бубнова, на строящейся лодке в 360 тонн...
...необходимо одновременно озаботиться выработкой специальных мин, хотя бы по проекту капитана 2 ранга Шрейбера».

Товарищ морского министра согласился с предложениями председателя МТК, и начальнику Балтийского судостроительного и механического завода в Петербурге было дано задание разработать устройство для постановки 20 мин со строящейся на этом заводе подводной лодки "Акула" водоизмещением 360 т… Но сошла "Акула" со стапелей, все же, без мин.
Бубнов.jpg
Бубнов возле строящейся "Акулы"
Акула 1.jpg
С пустыми решетчатыми ТА
Акула 2.jpg
С торпедами в аппаратах Джевецкого

В 1911 г. «Акула» вступила в строй со следующими ТТХ:
Водоизмещение: надводное — 370 тонн, подводное — 480 тонн
Размеры: длина — 56.1 метра, ширина — 3.7 метра, осадка — 3.3 метра
Силовая установка: 2 группы батарей по 63 элемента — 5,050 А.ч. (по другим данным — 3,600 А.ч.), 3 дизельных двигателя Нобеля суммарной мощностью 900 л.с., электромоторы мощностью 300 л.с., 3 винта
Скорость: наибольшая (надводная/подводная) — 11.5/6.5 узла, экономическая (надводная/подводная) — 9.0/4.75 узла
Дальность плавания: надводная — 1,000/1,900 миль (11.5/9.0 узловым ходом), подводная — 35/90 миль (6.5/4.75 узловым ходом)
Запас топлива: 15.4 тонны (солярка)
Глубина погружения: рабочая — 50 метров, время погружения — 3 минуты, запас плавучести — 25 %
Артиллерийское вооружение: с 1915 г. — 1 орудие 47-мм
Минно-торпедное вооружение:
2 НТА 457мм (2 запасных торпеды в специальных трубах)
2 КТА 457 мм (2 запасных торпеды в специальных трубах)
4 внешних решетчатых ТА Джевецкого-Подгорного
полный боекомплект: 12 торпед 45 см

Радиостанция: Маркони мощностью 0.5 кВт с радиусом действия 100 миль
Экипаж: офицеры/кондукторы/нижние чины — 4/2/29 человек
Как видно из вышеприведенных данных, минами «Акула» не была вооружена при постройке.
Akula_1912_TA_800.jpg
Внутри 1-го отсека: по бортам - это ТА, а ближе к ДП - это контейнеры для торпед.

С началом войны ПЛ стали активно участвовать в боевых походах. В том числе и «Акула». Боевые походы «Акулы» описаны в приведенных источниках. Мы же остановимся на минно-торпедном оружии.
Подробности сентябрьского 1915 г. походы «Акулы» в воспоминаниях Меркушина:
…Поход «Акулы» доказал малую пригодность имеющихся мин Уайтхеда. При вынужденном погружении «Акулы» на 90 футов (30 м) зарядные отделения мин, как находившиеся в наружных аппаратах Джевецкого-Подгорного, так и внутренних, трубчатых, у которых были открыты наружные крышки, оказались смятыми – в капсюли попала вода, и они не могли взорваться, а значит сами мины стали безопасными для неприятеля.
…Минный отдел не соглашался с требованием бригады, указывая, что таких особо прочных мин нет во всем мире, сделать их более прочными трудно, вес мин сильно увеличится и прочее…
По приходу в Моонзунд «Акула» в присутствии специально назначенной комиссии попробовала выстрелить одной из деформированных мин. Результат получился самый печальный. Выйдя из аппарата, мина немедленно направилась на дно…
По инициативе минного офицера 2-го дивизиона лейтенанта А.П. Левицкого пустоты в зарядных отделениях заполнили кусками дерева, вырезанными по лекалу, а капсюли залили толстым слоем мастики, которую игла ударника должна была проколоть раньше, чем добраться до гремучей ртути, отчего надежность мин значительно повысилась. С этого момента бригада взяла в свои руки приспособление самодвижущихся мин к повышенным требованиям, которые предъявляются особенностями их использования на подводных лодках, и добилась блестящих результатов.»
Это был девятый поход «Акулы», впереди был роковой – десятый поход. (Именно 10-й, а не 17-й, как продолжают тиражировать многие издания. Об этом писал Стрельбицкий еще в 2006!)

В ноябре 1915 на «Акуле» сразу за ограждением рубки оборудовали устройство для транспортировки и постановки 4-х мин ПЛ-100 с ПМЗ «Краб». Подводники в шутку называли это устройство «кринолином», хотя я не могу понять, как бугельный крепеж мог напоминать нашим коллегам 100 лет назад жесткий подъюбочник??? В походном положении мины крепились бугелями, которые могли отдаваться только вручную. После освобождения от бугелей они скатывались за борт по наклонным кронштейнам, прикрепленным к корпусу. Те мины можно было ставить только в НП!
Акула 3.jpg
Акула 4.jpg
Возможно, последняя фото "Акулы". 4 мины ПЛ-100 ПМЗ "Краб" за ограждением рубки

Здесь мы делаем остановку и переходим к лейтенанту Калчеву и его изобретению...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина П-13, л-т Калчев и тайна гибели ПЛ "Акула"

Сообщение admin »

л-т Калчев и плавающая мина П-13

КАЛЧЕВ Стефан Афанасьевич (Стефан Атанасов) родился 2.02.1885, г. Калофер, Филиппопольский (Пловдивский) округ, Болгария. - 11.1915, болгарин; мичман 1-го разряда болгарского флота, старший лейтенант Российского Императорского флота.

Стефан в 1898 г. приехал в С.-Петербург для подготовки к поступлению в Морской корпус. По прошению Болгарского дипломатического агентства и по экзаменам определен в Морской корпус воспитанником 30.08.1899. Окончив Морской корпус, Высочайшим приказом Болгарского Князя произведен в мичманы. 2-го разряда и зачислен в списки болгарского флота 21.02.1905. Состоял в прикомандировании к компасной мастерской ГГУ в Кронштадте для занятий по компасному делу, где прошел курс девиации 21.02-04.1905. В плаваниях на миноносцах «Посадник», «Поражающий» в УМО БФ 23.05-1.09.1905.
После сдачи экзаменов Стефан Калчев и поступил в минный офицерский класс 10.10.1905. Но из-за возникших осложнений с Турцией отозван в Болгарию в ноябре 1905 г. После возвращения на родину, назначен для службы в 1-ю портовую роту (новобранцев) 6.11.1905.
27.02-3.06.1906 младший офицер 2-й портовой роты (новобранцев) в Дунайской флотилии.
3.06.1906 - 13.03.1907 в плавании на яхте «Крум».
13.03 - 5.09.1907 служил в портовом капитанстве в г. Варне.
5.9.1907 - 09.1908 командирован в Кронштадт и зачислен слушателем Минных Офицерских Классов, после окончания которых присвоено звание минного офицера 2-го разряда. В октябре 1908 возвратился в Болгарию и 18 октября того же года был произведен в мичманы 1-го разряда.
15.10.1908 - 24.04.1909 Служил в Минной школе в Варне.
24.04-3.08.1909 Вахтенный офицер миноносца «Шумный».

16 мая 1909 Стефан Калчев подал прошение о принятии его на службу в Российский Императорский флот. По собственному желанию уволен со службы с зачислением в запас флота Болгарии 3.08.1909. Исключен из списков болгарского флота 11.08.1909. В сентябре 1909 Стефан приехал в С.-Петербург и подал прошение о принятии его в российское подданство.
Служил по вольному найму в минном отделе Главного Управления Кораблестроения, где занимался разработкой изобретенного им минного аппарата в 1911. После представления всех необходимых документов последовало Высочайшее соизволение на принятие его в подданство России 9.12.1911. Приведен к присяге на подданство России 20.12.1911. Определен на службу в Российский Императорского флот с чином мичмана и зачислением в 1-й Балтийский флотский экипаж 26.12.1911. Прибыл в наличие экипажа 12.01.1912.
14.01.1912 Назначен в отряд заградителей Балтийского моря.
23.01-3.12.1912 Младший минный офицер заградителя «Амур».
25.03.1912 Произведен в лейтенанты.
3.12.1912-24.04.1914 старший минный офицер заградителя «Онега». 1.04.1913 зачислен в минные офицеры 1-го разряда.
24.04.1915-11.1915 Старший минный офицер заградителя «Нарова».

Предположительно между 1911 и 1913 Стефан Калчев предлагает конструкцию плавающей мины. В некоторых источниках (Дьяконов Ю.П.) указывается на изобретение плавающей мины Калчева-Шрейбера, а Калчев упоминается как ученик Шрейбера...
"Перед войной Н.Н. Шрейбер, совместно с лейтенантом С.А. Калчевым (болгарин на службе в Российском флоте, минный офицер заградителей «Амур», «Онега». старший минный офицер заградителя «Нарова»; погиб в конце 1915 г. на подводной лодке "Акула", вышедшей на пробную минную постановку), создали свободно плавающую под поверхностью воды мину Калчева-Шрейбера (мина П-13). Мина прошла успешные испытания за год до начала войны (в мае 1913 г.)."
и далее
"Балтийский судостроительный и механический завод в Петрограде изготовил к 1916 г. 1450 мин П-13. Однако характер действий противоборствующих сторон на Балтике не вызвал необходимости в их практическом использовании."


Мина имела электрический прибор плавания. В мае 1913 г. заканчиваются испытания мины с положительной рекомендацией к серийному производству мины. Принята под шифром "П-13" (плавающая 1913 года)
ТТХ МИНЫ П-13
-диаметр, мм 700
-длина, мм 1050
-высота 900
-ширина 1450
-масса (в сборе), кг
-масса заряда ВВ, кг 100 тола
-носители НК (легкие крейсера, эсминцы типа «Новик»)
-цели НК
-вид удержания в водной среде Плавающая
-диапазон глубин места постановки, м не ограничен
-диапазон углублений, м 3-6
-тип взрывателя электро-ударный

Мина П-13 в музее "Гидроприбора"
Мина в музее произведена на «Минном заводе» входящем в «Русское общество для изготовления снарядов и военных припасов».
P13_1_800AMN.jpg
P13_top_700AMN.jpg
...здесь толжен быть пропеллер прибора плавания...
prop.jpg
P13_minzavod_2_700AMN.jpg
Движение мины в заданной зоне плавания осуществлялось при помощи вертикального пропеллера, развивающего силу тяги 300 граммов, вращающегося реверсивным электромотором. Плавучесть мины изменялась с помощью вытеснителя воды, работающего синхронно с электромотором. Начальная дифферентовка мины осуществлялась с поверхности воды в течение 10 минут. Мина была оснащена гидростатическим и сахарным (тающим) предохранительными устройствами безопасности.

Теперь нам надо соединить "Акулу", Калчева и его мину и мы переходим к работам Константина Борисовича Стрельбицкого...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина П-13, л-т Калчев и тайна гибели ПЛ "Акула"

Сообщение admin »

Далее мы переходим к работам Стрельбицкого Константина Борисовича, историка, которого мы уважаем за работу с архивными документами и фактами. Я позволил себе скопировать материалы с форума, работающего на лицензии открытого копирования, но указываю, что данный материал принадлежит К.Б. Стрельбицкому.

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=55483.0

"Восемь лет назад, в 13-м выпуске альманаха «Подводный флот Отечества» была опубликована моя работа "Загадки последнего похода подводной лодки «Акула»" (2006, № 13, С. 40 - 47), в котором я собрал всё, что касалось обозначенной в заголовке темы, известное на тот момент.
Эта работа создавалась мной как "проблемая", и многое из упомянутого тогда мной там, после находки этого рэка уже, как принято говорить, "не соответствует исторической действительности". Своей главной заслугой, как автора того тогдашнего материала, я считаю публикацию в нём подробного списка последнего экипажа "Акулы".

Привожу весь этот материал ниже в том виде, в котором он был подан мной в редакцию "Подводного флота Отечества":
"1994 - 2006 © К.Б.СТРЕЛЬБИЦКИЙ
(Московский Клуб истории флота (МКИФ, Москва) - специально для альманаха «Подводный флот Отечества»

ЗАГАДКИ ПОСЛЕДНЕГО ПОХОДА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «АКУЛА»

Вниманию читателей альманаха «Подводный флот Отечества» предлагается авторская переработка 2-й главы находящейся в работе книги «Мартиролог балтийских подводников Отечества (1904 - 1999)» - заключительной части 4-томника «Во имя России».
«Через три дня будет месяц, как «Акула» вышла на первую постановку мин... Все сроки прошли, и с болью в сердце приходится считать её погибшей...»
(Из дневника русского подводника. Декабрь 1915 года)
... Говорят, что быть первым - всегда трудно. А кто скажет, каково быть первым погибшим на войне? Именно такая участь постигла 35 подводников - членов последнего экипажа подводной лодки русского Флота Балтийского моря «Акула», вставших на вечную вахту в морских глубинах поздней осенью 1915-го. Не они открывали своими именами длинный мартиролог российского подплава: до гибели «Акулы» в его истории были две сопровождавшиеся человеческими жертвами катастрофы «Дельфина», потопление своим броненосцем во время ночных учений «Камбалы», другие, отдельные случаи гибели русских подводников, общее число погибших среди которых к 1915 году уже вплотную приблизилось к полусотне. Но именно «Акула» своим именем и именами 35 служивших на ней военных моряков самых разных национальностей - сынов России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Германии, Польши, Латвии, Эстонии - открыла мартиролог военных потерь отечественного подплава, последняя строка которого будет написана спустя лишь 30 лет, в августе 1945-го...

... Что же мы знаем сегодня об истории последнего похода и гибели этой подводной лодки? Изучив опубликованную специальную военно-морскую историческую литературу на русском языке, можно с уверенностью сказать - «До обидного мало и очень неопределённо». «Причины и место гибели лодки остались неизвестными», - сообщается в одной из фундаментальных работ, в которой, кстати, не говорится вообще ничего о дате гибели корабля. Но «Акула» погибла на войне, а это значит, что должны существовать мнения на этот счёт и «противной» стороны. Настоящий историк пишет свои исследования на основе, в первую очередь, архивных документов, и поэтому мы отправимся «в тишь и пыль» фондов главного хранителя Истории Флота Российского - Российского государственного архива ВМФ, что уже более века стоит на берегах Зимней канавки в морской столице Отечества - Санкт-Петербурге...

... Описываемая нами история берёт своё начало в 14 часов дня 9 ноября 1915 года. Именно в это время из Гельсингфорса в Ревель «по прямому переводу» была передана телеграмма № 858, подписанная начальником Штаба Флота Балтийского моря контр-адмиралом Николаем Митрофановичем Григоровым. Ровно через 50 минут телеграфная лента за № 690 с расшифрованным текстом этого сообщения, имеющим гриф «ВВО» («вне всякой очереди»), легла на стол Начальнику Службы связи Балтийского моря контр-адмиралу Адриану Ивановичу Непенину. Из Гельсингфорса ему сообщали, что Командующий Флотом Балтийского моря вице-адмирал Василий Александрович Канин «приказал (подводную лодку) «Акулу» выслать для постановки минного заграждения под берегом на пути (фарватере №) 55 Мемель (-) Либава, где (ей надлежит) поставить (минную) банку(,) определив первоначально возможно точнее курс непр(иятельских) судов и придерживаясь возможно ближе к Мемелю(,) в расчёте в будущем ставить к северу от первой ещё раз новые минные банки. ... По постановке заграждения «Акуле» вернуться в Ревель». Телеграмма заканчивалась традиционной для того времени, но столь непривычной для современных приказов «вежливой» формулировкой - «Благоволите дать необходимые сведения и сделать распоряжения о высылке».
Место предстоящей «Акуле» минной постановки «возможно ближе к Мемелю» оказалось самым южным, 14-мильным участком вдоль балтийского побережья Российской Империи. Он простирался между тогдашними прибрежными деревнями Бернатен и Паппензе (ныне - соответственно Бернати и Папесциемс, оба - Латвийская Республика) и ограничивался с севера навигационным знаком Бернатен (56°23’с.ш., 20°59’в.д.), а с юга - маяком Пограничный (56°09’с.ш., 21°02’в.д.). Именно здесь, на «крайних» водах России и предстояло выставить «Акуле» 4 принятых в Ревеле на борт морских мины конструкции лейтенанта Стефана Афанасьевича Калчева. Сам их создатель к этому времени «исправлял должность флагманского минного офицера Штаба начальника Отряда заградителей Балтийского моря», но был специально прикомандирован к экипажу «Акулы» на боевой поход, как гласит документ, «для постановки мин собственной конструкции». Речь в этом документе шла о так называемых «свободно плавающих минах Калчева» - «уменьшенного размера» «с электрическим прибором плавания», имевших обозначение «П-13» (или «Морская мина заграждения типа «П» (от слова «плавающая») образца 1913 года») и испытанных ещё два с половиной года назад, в мае того самого, любимого нашими статистиками 1913-го, но до сих по русским флотом ещё так и не применявшихся. «Из-за отсталости промышленности царской России мины этого образца изготовлены не были», - писал в 1951 году капитан 1-го ранга С.В. Рогулин, очевидно, не имея представления не только об описываемом нами «минном» походе «Акулы», но и реальном уровне развития «промышленности царской России» к 1915 году. Специальное устройство (палубные крепления) для транспортировки и постановки таких мин, названное балтийскими подводниками «кринолином», было смонтировано буквально только что, в ноябре 1915 года на надстройке «Акуле», за ограждением боевой рубки.

Из источника в источник кочует информация о том, что «Акула» погибла, якобы, в 17-м боевом походе. Откуда первоначально взялась эта цифра, нам неизвестно, зато из архивных документов нам удалось установить, что на самом деле до рокового ноябрьского похода «Акула» совершила не 16, а всего 9 боевых выходов в море, то есть описываемый нами последний был «юбилейным», 10-м. Он начался утром 14 ноября 1915 года, когда «Акула» под командованием капитана 2-го ранга Николая Александровича Гудима вышла из Ревеля (ныне - Таллин, Эстония) в море. Погода балтийской поздней осени отнюдь не способствовала походу: на следующее утро из-за её ухудшения - ветер превратился в снежный шторм - «Акуле» пришлось отстаиваться на якоре, укрываясь за берегом острова Даго (ныне - Хийумаа, Эстония). По данным подготовленной начальником Разведывательного отделения Штаба Командующего Флотом Балтийского Моря капитаном 2-го ранга Иваном Ивановичем Ренгартеном сводки № 29 (за период с 1 по 19 ноября 1915 года), в тот же день «вечером(, в) 20 ч(асов) неприятельские радиопеленгаторы запеленговали (русскую) береговую радиостанцию Гапсаля (ныне - Хаапсалу, Эстония), в момент, когда она вызывала подводную лодку «Акулу», находившуюся в море». За некоторое время до этого, ещё до наступления вечерней темноты 15 ноября «Акула» была «усмотрена» с сигнально-наблюдательного поста Службы связи Балтийского моря, расположенного на Нижнем Дагерортском маяке, установленном на западной оконечности полуострова Дагеорорт (ныне - Кыпу) - мысе Ристна, о чём было «доложено по команде». Как было написано в этой связи, «это - последние сведения, которые имелись о лодке»...".

"...Прошло ровно две недели с того дня, и 29 ноября в 11 часов 20 минут всё тот же адмирал Григоров отправил из Гельсингфорса телеграмму за № 988 - на этот раз во Псков, на имя Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего генерала от инфантерии Михаила Васильевича Алексеева. Из «переданной прямым проводом» телеграфистом Службы связи Балтийского моря Линдгреном в 11 часов 55 минут телеграммы за № 1009 во Пскове узнали, что «Подлодка «Акула» должна была вернуться (в Ревель) около 20-го числа. Запас её (топлива, воды и продовольствия) определяет продолжительность крейсерства в 12 дней. Так как лодка не возвращается к назначенному сроку (уже) восемь дней (()при общей продолжительности пребывания вне портов 14 дней(),) то это обстоятельство и является основанием для предположения о её гибели(,) т(ак) к(ак) никаких других сведений (о её судьбе) нет».
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина П-13, л-т Калчев и тайна гибели ПЛ "Акула"

Сообщение admin »

Так считали и сами балтийские подводники. Поэтому уже 1 декабря 1915 года из канцелярии Дивизии подводных лодок Балтийского моря в Штаб Командующего Флотом были высланы «именные списки Г.г. (господ) офицеров и нижних чинов, ушедших в поход на подводной лодке «Акула». Формулировка «Числится в списке, ушедших в последний поход на подводной лодке «Акула» была применена в этом документе в отношении 35 человек. Вот их имена:
Список членов экипажа лодки:
1. ГУДИМ Николай Александрович - капитан 2-го ранга, командир корабля, родился 11.06.1882 в селе Княвичи, ныне - Жирятинского района Брянской области России
2. КАЛЧЕВ Стефан Афанасьевич - лейтенант Российского Императорского флота (ранее - мичман 1-го разряда Королевского ВМФ Болгарии Калчев Стефан Атанасов), флагманский минный офицер Штаба начальника Отряда заградителей Балтийского моря, прикомандированный на боевой поход к экипажу «Акулы» «для постановки мин собственной конструкции», родился 02.02.1885 в Калофере, ныне - округ Пловдив, Болгария
3. ФОН ГЕРСДОРФ Карл Павлович - лейтенант, старший и минный офицер, родился 05.08.1884 в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Курляндской губернии России, ныне - Латвия
4. КОПЕЦ Константин Иосифович - лейтенант, штурманский офицер, родился 03.06.1885 в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Минской губернии России, ныне - Белоруссия
5. ЧИСТОВСКИЙ Роман Алексеевич - мичман, вахтенный начальник, родился в 1894 г., место рождения в документах не указано
6. ИСАКОВ Алексей Иванович - минный боцманмат (сверхсрочнослужащий), родился в 1884 г. в деревне Коросыльно, ныне - Макарьевского района Костромской области России
7. ПАСТЕ Иван Янович - рулевой боцманмат, родился в 1892 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшего Гробинского уезда Курляндской губернии России, ныне - Латвия
8. СУЧКОВ Дмитрий Куприянович - рулевой боцманмат (сверхсрочнослужащий), родился в 1884 г. в селе Сокольные Горы, ныне - Мамадышского района Татарии, Россия
9. АРХИПОВ Николай Максимович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в деревне Вторая Потаповка, ныне - Ногинского района Московской области России
10. МИХАЙЛОВ Пётр Александрович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 г. в Санкт-Петербурге, Россия
11. СИДЕЛЬНИКОВ Василий Антонович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1893 г. в Аткарско-Пригородной слободе, ныне - город Аткарск Атакарского района Саратовской области России
12. ФРОЛОВ Михаил Дмитриевич - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 г. в деревне Красная, ныне - Гдовского района Псковской области России
13. ЭРМАН Александр Иванович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1892 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Вехмутской волости Вейсенштейнского уезда Эстляндской губернии России, ныне - Эстония
14. БЕРСТЕНЁВ Сергей Петрович - электрик-унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в селе Высоцкое, ныне - Оршанского района Витебской области Белоруссии
15. ТЯПКО Захар Наумович - электрик-унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1888 г. в селе Великая Корогода, ныне - Радомышльского района Житомирской области Украины
16. ЩЕРБАКОВ Константин Алексеевич - электрик-унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1888 г. в деревне Старые Кривцы, ныне - Новозыбковского района Брянской области России
17. ГОНЧАРОВ Иван Лаврентьевич - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в Могилёве, ныне - Могилёвской области Белоруссии
18. КОНДРАШКИН Василий Семёнович - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в деревне Серковая, ныне - Михайловского района Рязанской области России
19. НИКИФОРОВ Тарас Никифорович - машинный унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1883 г. в деревне Александровка, ныне -Вяземского района Смоленской области России
20. СЕМЁНОВ Григорий Семёнович - машинный унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1883 г. в деревне Курдюки, ныне - Юхновского района Калужской области России
21. ШУБИН Фёдор Михайлович - машинный унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1888 г. в деревне Павловская, ныне - Шенкурского района Архангельской области России
22. ТУРЧИН Филипп Трофимович - телеграфный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1889 г. в Ивангороде, ныне - Борзненского района Черниговской области Украины
23. АВКСЕНТЬЕВ Авксентий Иосифович - машинный унтер-офицер 2-й статьи («из юнг набора 1914 года»), родился в 189? году в селе Субботинское, ныне - Александрийского района Кировоградской области Украины
24. ДОРОНИН Филипп Михайлович - минно-машинный унтер-офицер 2-й статьи, родился в 1892 г. в селе Ревязено, ныне - Княгининского района Нижегородской области России
25. ЛЕБЕДЕВ Василий Сергеевич - минно-машинный унтер-офицер 2-й статьи, родился в 1891 г. в деревне Дементьевка, ныне - Кинешемского района Ивановской области России
26. ЛЕПА Вольдемар Эмильевич - старший электрик, родился в 1891 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Кремонской волости Рижского уезда Лифляндской губернии России, ныне - Латвия
27. МАУРИН Пётр Савельевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1889 г. в селе Ивашково, ныне - Одинцовского района Московской области России
28. ЧВАНОВ Василий Васильевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Кватиха, ныне - Сенгилеевского района Ульяновской области России
29. МОНАХОВ Фёдор Николаевич - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Медяны, ныне - Пильнинского района Нижегородской области России
30. ПАВЛОВ Владимир Иванович - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Барское Городище, ныне - Суздальского района Владимирской области России
31. МУХИН Григорий Сергеевич - машинный содержатель 1-й статьи, родился в 1889 г. в Орле, Россия
32. ПАНИН Михаил Александрович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 г. в деревне Староподгорная, ныне - Спасского района Рязанской области России
33. ЮЩЕНКО Анисим Захарович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Бреч, ныне - Городнянского района Черниговской области Украины
34. РУМЯНЦЕВ Владимир Павлович - фельдшер 2-й статьи, родился в 1893 г. в деревне Козлово, ныне - Старицкого района Тверской области России
35. АФАНАСЬЕВ Александр Андреевич - матрос 2-й статьи («запасной»), прикомандированный из «штата малой подводной лодки» на данный боевой поход к экипажу «Акулы» (в качестве строевого?), родился в 1887 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории нынешнего Кемского района Карелии, Россия.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина П-13, л-т Калчев и тайна гибели ПЛ "Акула"

Сообщение admin »

...Нельзя сказать, что отечественные историки оставили судьбу «Акулы» без внимания. В 1933 году в ленинградской «Военно-морской академии РККА им. тов. Ворошилова» вышел в свет 1-й том монографии «Операции подводных лодок», подготовленной «бригадой» в составе А.П.Александрова, И.С.Исакова и В.А.Белли. Как оказалось, её авторы были знакомы с процитированной выше «исторической информацией» из первой «книжки» «Бизертинского Морского Сборника». При этом «бригадиры» настолько творчески развили данные Н.А.Монастырёва о последнем походе «Акулы», что в результате у них получилось следующее: «В ноябре 1915 года «Акула», будучи впервые послана для постановки мин в Данцигскую бухту, из операции не вернулась. Командование флотом приписало гибель «Акулы» взрыву находившихся на ней мин и на этом основании отказалось на длительный срок, - до приспособления для постановки специальных лодок, - от дальнейших посылок лодок в заградительные операции. На самом деле, как это было с полной достоверностью впоследствии выяснено, «Акула» погибла от совершенно другой причины. Успешно поставив минную банку в назначенном месте, командир лодки, по собственной инициативе, решил обстрелять береговые сооружения Данцига (ныне - Гданьск, Польша). Когда лодка открыла огонь, не причинивший, впрочем, значительных повреждений, - она была обнаружена противником. Отход лодки был сопряжён с трудностями в связи с относительной мелководностью Данцигской бухты и не удался; лодка была уничтожена германским гидросамолётом. Пример «Акулы» показывает, что необдуманное решение командира, не предусмотренное планом операций, было не только нецелесообразным, - так как при наличной артиллерии лодки (1 - 37-мм орудие) можно было рассчитывать лишь на некоторый чисто внешний эффект, - оно повлекло за собой нарушение скрытности минной постановки, гибель лодки и, что самое главное, - оно привело к отказу командования от намеченного применения торпедных лодок для постановки мин, чему поход «Акулы» должен был дать первый опыт». Данная цитата также не нуждается в наших комментариях, так как ещё в 1939 году «бригадирам из Военно-морской академии» ответил капитан 2-го ранга А.В.Томашевич своей монографией «Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914 - 1915 г.г.». Относительно судьбы «Акулы» он писал следующее: «Причины гибели лодки остались для русских неизвестными. Не известны они оказались и немцам», к чему следует авторское примечание: «Ролльман в «Войне на Балтийском море 1915 года» (Воениздат, 1933 г., стр. 303) приводит как вероятную причину, - взрыв лодки на минах в районе Люзерорта, при этом он указывает, что «Акулой» мины были поставлены в 15 милях на вест-норд-вест от Виндавы. Как видно из предписаний, «Акула» должна была поставить мины южнее Либавы. Мины же, на которые ссылается Ролльман, были поставлены русскими миноносцами в декабре 1915 г. В силу этого и гибель лодки на минах у Люзерорта маловероятна. Версия о том, что «Акула», поставив мины, обстреляла Данциг и была утоплена после этого немецким самолётом, германским историческим архивом опровергается». Сделав такое примечание, Томашевич делает следующий вывод: «Это заставляет думать, что лодка погибла, взорвавшись на одном из германских минных заграждений, вероятнее всего (-) на заграждении Н-1, через которое русские и английские лодки и до этого неоднократно проходили». Поясним, что автор имел здесь ввиду немецкое минное заграждение № 1 (Minensperre 1), состоявшее из 48 противолодочных мин и выставленное в ночь с 4 на 5 июня 1915 года кораблями 19-й полуфлотилии миноносцев Кайзеровского ВМФ примерно в 5 - 7 милях северо-западнее мыса Люзерорт (ныне - Овиши, Латвия). Из послевоенных авторов, писавших о судьбе «Акулы», здесь стоит отдельно отметить (и то в виде определённого «казуса») С.П.Моисеева - автора «хрестоматийного» справочника «Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.)». На 186-й странице этой книги внимательный читатель найдёт следующую загадочную запись о судьбе «Акулы»: «Погибла в 12.5.1915 г. во время операции в районе Данцигской бухты. Причина гибели неизвестна». «Загадочную» потому, что ещё никто не смог объяснить, что означает авторская дата «в 12.5.1915 г.»! Не перечисляя всех ныне здравствующих (или ещё недавно бывших таковыми) авторов, писавших о судьбе «Акулы», сообщим нашим читателя, что к настоящему времени существует несколько основных версий гибели этой подводной лодки:
- подрыв на мине немецкого противолодочного заграждения;
- гибель корабля в шторм в результате аварии (вызванной предположительно потерей остойчивости из-за установленных на борту мин заграждения или обледенения);
- и, наконец, «исчезновение без вести» по неким «неустановленным», «неизвестным причинам».
Отметим также, что практически все авторы, придерживающиеся данных версий, «не рисковали» при этом указывать точные дату и место гибели «Акулы». Данную неопределённость взглядов отечественных историков на судьбу этой подлодки автор книги «Взять море в свои руки» Б.А.Шалагин в определённой мере подытожил следующими словами: «Аэропланная ли бомба, случайная ли мина прервала путь «Акулы», осталось неизвестным»... ".

"...Однако вернёмся к архивным документам. В «Книге исходящих радио(грамм) и телефонограмм в 1916 г.» (за период с 1 января по 22 июля) Балтийского подплава 12 мая записан следующий текст телефонограммы за № 539 на имя начальника 2-го дивизиона подводных лодок Аполлинария Николаевича Никифораки: «Прошу срочно сообщить вдове Гаевской(,) что необходимо для (решения) дела покойного Кавторанга Гудим(?)». Отношение этой некой «вдовы Гаевской» к последнему командиру «Акулы» нам помог уяснить ещё один архивный документ. Всё тот же Д.М.Васильев любезно предоставил нам следующую любопытную выписку из «Всеподдайнейшего доклада по Главному Морскому Штабу» морского министра генерал-адъютанта адмирала Ивана Константиновича Григоровича от 19 июня 1916 года: «Погибший на подводной лодке «Акула» осенью прошлого года капитан 2-го ранга Гудим оставил после себя всеподданейшее прошение с ходатайством обеспечить бракоразведённую жену капитана по адмиралтейству Надежду Гаевскую, с которой он жил 7 лет и на которой по получении ею развода с её первым мужем(, офицером подводного плавания Флота Чёрного моря капитаном по адмиралтейству Наполеоном Деонизиевичем Гаевским) капитан 2-го ранга Гудим намерен был жениться. Покойный капитан 2-го ранга Гудим погиб(,) не дождавшись окончания развода(,) и предполагавшийся брак таким образом не состоялся. Отзывы о Гаевской самые лестные: она была принимаема в морской среде как бы законная жена капитана 2-го ранга Гудима. В материальном отношении Гавевская совершенно не обеспечена. В виду заслуг капитана 2-го ранга Гудима и трагической его смерти на подводной лодке испрашивается». Девяносто лет назад документы даже в самые «высшие сферы» проходили почему-то значительно быстрее нынешних, и уже через два дня, 21 июня 1916 года на процитированном выше докладе Григоровича Император Николай II «собственноручно начертал» краткое «Согл.» (то есть «Согласен»), в результате чего им было «Высочайше соизволено: на назначение Гаевской в виде особой монаршьей милости и не в пример прочим единовременного из сумм Государственного казначейства пособия в размере 1200 руб(лей)». (Дальнейшая история российского и советского подплава, точнее - его трагедий и катастроф показала, что данное «высочайшее соизволение» до недавних пор исправно выполнялось всеми государственными и военно-морскими органами именно в отношении формулировки «не в пример прочим»...)...
...Биографии как самой Гаевской, так и Гудима, заслуживают отдельного иссследования, в то время, как история последнего похода подводной лодки «Акула», между тем, продолжает приносить кропотливому исследователю всё новые и новые загадки...

...Вернёмся в первые военные месяцы «Второй Отечественной», а именно в день 6 сентября 1914 года. Тогда, в ходе демонстрации во вражеских водах кораблей 4-й эскадры Кайзеровского ВМФ её «номерными» миноносцами был обстрелян русский маяк на острове Богшер, а личный состав здешнего поста Северного района Службы связи Балтийского моря был взят высадившимися на берег немцами в плен. В числе «пленённых неприятелем» оказался и телеграфный унтер-офицер 2-й статьи Иван Иванович Аксёнов, который через Международный Красный Крест смог установить переписку со своими родными в России. «В архивной пыли» нам удалось обнаружить копию его письма от 24 августа 1916 года, в котором он сообщал, в частности, о том, что вместе с ним в немецком лагере для военнопленных, «в отдельном отгороженном бараке» содержались, в числе прочих, «два (человека) подводного плавания», по его словам - служивших до пленения на Балтике и призванных на флот «из портовых городов России». «Какое же отношение письмо пленного русского радиста имеет к судьбе «Акулы»?» - спросит внимательный читатель. А дело здесь в том, что до ноября 1915 года балтийский подплав вообще не имел потерь в личном составе, что значит, что эти «два человека подводного плавания» могли быть только из последнего экипажа «Акулы»! Условно под определение призванных на флот «из портовых городов России» подпадают сразу 4 из перечисленных выше моряков «Акулы», а именно - рулевой боцманмат И.Я. Пасте, моторные унтер-офицеры П.А. Михайлов и А.И. Эрман, а также старший электрик В.Э. Лепа. Итак, немцами с борта погибшей «Акулы» были взяты пленные русские моряки, которых затем, очевидно - в целях секретности те содержали (но не уберегли от глаз или ушей русского радиотелеграфиста) «в отдельном отгороженном бараке»? Как не невероятна такая версия, но всё же и она, на наш взгляд, имеет право на существование...
...И, наконец, ещё с одной, весьма неожиданной информацией, напрямую касающаяся судьбы «Акулы», мы столкнулись пару лет назад. В 2004 году в Москве в свет вышла «фамильная хроника» В.К. Рыкова под названием «Листая старые дела расстрелянного генерала». В ней, рассказывая о своих предках, автор сообщает, в частности, следующее: «...Юлия Сергеевна Рыкова была уже невестой одного болгарского офицера-моряка», но, получив затем от своего будущего мужа, Александра Николаевича Рыкова предложение, «немедленно отказала болгарину». «Злого рока, однако, не избежал никто. Ни он, ни она, ни болгарин, ни новая жена того несчастного болгарина, - продолжает автор книги. - Году в 1927, рассказывала дочь обоих Рыковых, ... к ним домой в Питере однажды пришла незнакомая дама в траурной вуалетке. Дама эта оказалась женой, вернее, вдовой того самого моряка-болгарина. Она ехала в Прибалтику, где должны были поднимать русскую подводную лодку, потопленную немцами в первую мировую войну. И по пути на похороны мужа решила поделиться горем со своей «счастливой» соперницей». Речь здесь может идти только о лейтенанте С.А. Калчеве, погибшем, как было показано выше, вместе с экипажем «Акулы», о планировавшемся подъёме которой и последующем захоронении останков погибших и говорится таким образом в этой «фамильной хронике»...

P.S. По итогам «дайверского» сезона 2006 года автору этого материала поступила информация о обнаружении на дне Балтийского моря у побережья Латвии сразу двух затонувших подводных лодок - в районах Вентспилса и Лиепаи. «Либавскую» лодку нам удалось идентифицировать практически сразу же, в то время, как о подобном в отношении «виндавской» говорить ещё рано - слишком мало имеется у нас о ней достоверной информации. Может быть именно она окажется «Акулой»? И тогда погибшая поздней осенью военного 1915-го героиня нашего сегодняшнего повествования, наконец, спустя 90 лет всплывёт из небытия?
При написании данного материала автором были использованы следующие документы из фондов Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ, Санкт-Петербург): Ф. 92, оп. 3, д. 54; Ф. 227, оп. 1, д. 320; Ф. 418, оп. 1, дд. 389, 447, 479; Ф. , оп. 1, дд. 265, 329, 467, 683, 1084; Там же, оп. 2, дд. 747 - 750, 1022, 1024, 1224; Ф. 479, оп. 1, д. 265; Ф. 507, оп. 1, д. 73; Ф. Р-342, оп. 1, дд. 686, 785".

Такова была информация, имевшаяся в моём распоряжении 8 лет назад.

С появлением более подробных данных об обследовании "Акулы" можно будет сделать выводы о её гибели.
С уважением - К.Б. Стрельбицкий

Я списался с К.Б. по вопросу «Акулы» и мин П-13, но Константин Борисович сослался на вышеизложенную публикацию и сказал, что ему нечего добавить…

Следующий шаг - посмотреть, что же нашли дайверы...
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мина П-13, л-т Калчев и тайна гибели ПЛ "Акула"

Сообщение admin »

В 2013 г. на дне Финского залива была обнаружена неопознанная ПЛ. В 2014 году совместная экспедиция, составленная из дайверов проекта «Поклон кораблям Великой Победы», эстонской команды Deep Explorer и латвийских водолазов, смогла идентифицирована ПЛ как «Акула» (по конструкции корпуса, количеству винтов, выдвижным и надписи «АКУЛА» в кормовой части корпуса). Известный российский дайвер, руководитель Разведывательно-водолазного клуба России Константин Богданов: «Сейчас мы с немалой долей гордости можем утверждать, что удалось со 100-процентной точностью идентифицировать: найдена эта загадка Первой Мировой войны — русская подводная лодка «Акула». Обстоятельства подводных работ таковы: на глубине 30 метров в условиях очень хорошей видимости удалось на левой стороне кормовой части подлодки под слоем ракушек найти чёткую, хорошо сохранившуюся надпись «Акула».
Носовая часть лодки оказалась оторвана, что может быть результатом взрыва мины противника. На лодке поднят перископ, что может свидетельствовать о нахождении лодки в момент взрыва в перископном положении. Кормовые ТА загружены торпедами, в носовых ТА, разрушенных взрывом, торпед нет.

Константин Богданов любезно предоставил нашему сайту некоторые фотографии из экспедиции.
1.jpg
2.jpg
4.jpg
5.jpg
7.jpg
9.jpg
11.jpg
Но на фотографиях вместо ожидаемых мин Калчева П-13 совершенно четко видны мины ПЛ-100. Две мины сорвало с креплений, по всей видимости, в момент удара лодки о грунт, и они находятся в вертикальном положении якорем вниз. Можно предположить, что мины не были окончательно приготовлены, именно поэтому корпуса мин не отделились от якорей. Две других мины разрушены: одна на надстройке и одна у корпуса.

Сколько было мин на борту до выхода в море? Брала "Акула" и ПЛ-100 и П-13? А может быть П-13 уже были выставлены на момент гибели ПЛ? А может быть на корпусе ПЛ и одна разрушенная и есть мины П-13, ведь у дайверов не было задачи идентифицировать мины?
akula2_mines3.jpg
Таким образом, найденная ПЛ «Акула» не внесла ясности в вопрос о первом и единственном боевом использовании плавающих мин л-та Калчева П-13. Следующий шаг - проверить в архивах, какие мины были на борту перед выходом.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ответить

Вернуться в «Россия / СССР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей