Мина П-13, л-т Калчев и тайна гибели ПЛ "Акула"
Добавлено: 25 фев 2018, 03:14
О ПЛ «Акула» написано достаточно много. А с момента обнаружения в 2014 г. ПЛ «Акула» тема получила определенную подпитку и дополнительный интерес. Однако, остается ряд «минно-торпедных» вопросов, на которые так и не удалось найти ответы.
Источники при открытии этой темы:
Меркушев В.А. Записки подводника. 1905-1915. – М., 2004.
Стрельбицкий К.Б. Загадки последнего похода подводной лодки «Акула». Подводный флот отечества, №13. СПб, 2006
Цветков И.Ф. Русские подводные лодки. Ч.2. – СПб, 2009.
Стрельбицкий К.Б. Сообщения на форуме http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=55483.0
Переписка автора с участниками погружения
Музей ЦНИИ «Гидроприбор»
Залесский Н.А. «Краб» – первый в мире подводный минный заградитель.
…Еще в 1905 г. началась разработка проекта (сбор идей) большой подводной лодки русского дизайна. Задание на проектирование было более чем амбициозное. ПЛ должна была иметь скорость надводного хода 18 уз, подводного – 8 уз. …В итоге в 1906 г. появился проект Бубнова-Беклемишева, в который, даже в процессе строительства, вносились изменения. На основании проекта Балтийский завод представил в МТК Тех. Условия для постройки ПЛ, которые и были одобрены. Узким местом проекта было разработка дизелей Балтийским заводом, это и привело к невероятно длительному строительству ПЛ в течение 1906-1911 гг.
Первоначально вооружение (в проекте) состояло из трубчатых торпедных аппаратов по два в корме и два в носу располагавшихся близко к корпусу (что делало невозможным перезарядку в подводном положении из-за рулевых горизонтальных рулей), а также из четырех труб для хранения запасных торпед по два между торпедными аппаратами (45 см ниже аппаратов). Но во время начальных этапов строительства добавили 4 решётчатых торпедных аппарата на палубе.
В это же время проектировался еще один «долгострой». Проекту первого в мире подводного минного заградителя «Краб» не суждено было стать первым. Заложен он был действительно первым, но вот на воду сошли первыми минзаги Германии типа UC-I. В ходе обсуждения проекта в МТК возникло много идей, но главной из них была необходимость вооружения ПЛ минами.
1 мая 1907 г. исполняющий должность (и. д.) председателя МТК контр-адмирал А. А. Вирениус и и. д. главного инспектора минного дела контр-адмирал М. Ф. Лощинский в специальном докладе на имя товарища морского министра по поводу проекта минного заградителя М. П. Налетова и идеи вооружения ПЛ минами писали, что комитет "на основании предварительных расчетов и проверки чертежей нашел возможным признать проект осуществимым". Далее в докладе указывалось:
«Ввиду большого боевого значения такого подводного минного заградителя при невысокой его стоимости Морской технический комитет считает крайне желательным осуществить этот проект в ближайшем будущем...»
«Как ни желательно осуществление такой идеи, Морской технический комитет тем не менее находит более осторожным предварительно испытать постановку мин с подводных лодок, для чего является необходимым принять сделанное в феврале сего года предложение начальника Балтийского завода на устройство, согласно проекту корабельного инженера Бубнова, на строящейся лодке в 360 тонн...
...необходимо одновременно озаботиться выработкой специальных мин, хотя бы по проекту капитана 2 ранга Шрейбера».
Товарищ морского министра согласился с предложениями председателя МТК, и начальнику Балтийского судостроительного и механического завода в Петербурге было дано задание разработать устройство для постановки 20 мин со строящейся на этом заводе подводной лодки "Акула" водоизмещением 360 т… Но сошла "Акула" со стапелей, все же, без мин. Бубнов возле строящейся "Акулы"
С пустыми решетчатыми ТА
С торпедами в аппаратах Джевецкого
В 1911 г. «Акула» вступила в строй со следующими ТТХ:
Водоизмещение: надводное — 370 тонн, подводное — 480 тонн
Размеры: длина — 56.1 метра, ширина — 3.7 метра, осадка — 3.3 метра
Силовая установка: 2 группы батарей по 63 элемента — 5,050 А.ч. (по другим данным — 3,600 А.ч.), 3 дизельных двигателя Нобеля суммарной мощностью 900 л.с., электромоторы мощностью 300 л.с., 3 винта
Скорость: наибольшая (надводная/подводная) — 11.5/6.5 узла, экономическая (надводная/подводная) — 9.0/4.75 узла
Дальность плавания: надводная — 1,000/1,900 миль (11.5/9.0 узловым ходом), подводная — 35/90 миль (6.5/4.75 узловым ходом)
Запас топлива: 15.4 тонны (солярка)
Глубина погружения: рабочая — 50 метров, время погружения — 3 минуты, запас плавучести — 25 %
Артиллерийское вооружение: с 1915 г. — 1 орудие 47-мм
Минно-торпедное вооружение:
2 НТА 457мм (2 запасных торпеды в специальных трубах)
2 КТА 457 мм (2 запасных торпеды в специальных трубах)
4 внешних решетчатых ТА Джевецкого-Подгорного
полный боекомплект: 12 торпед 45 см
Радиостанция: Маркони мощностью 0.5 кВт с радиусом действия 100 миль
Экипаж: офицеры/кондукторы/нижние чины — 4/2/29 человек
Как видно из вышеприведенных данных, минами «Акула» не была вооружена при постройке.
Внутри 1-го отсека: по бортам - это ТА, а ближе к ДП - это контейнеры для торпед.
С началом войны ПЛ стали активно участвовать в боевых походах. В том числе и «Акула». Боевые походы «Акулы» описаны в приведенных источниках. Мы же остановимся на минно-торпедном оружии.
Подробности сентябрьского 1915 г. походы «Акулы» в воспоминаниях Меркушина:
…Поход «Акулы» доказал малую пригодность имеющихся мин Уайтхеда. При вынужденном погружении «Акулы» на 90 футов (30 м) зарядные отделения мин, как находившиеся в наружных аппаратах Джевецкого-Подгорного, так и внутренних, трубчатых, у которых были открыты наружные крышки, оказались смятыми – в капсюли попала вода, и они не могли взорваться, а значит сами мины стали безопасными для неприятеля.
…Минный отдел не соглашался с требованием бригады, указывая, что таких особо прочных мин нет во всем мире, сделать их более прочными трудно, вес мин сильно увеличится и прочее…
По приходу в Моонзунд «Акула» в присутствии специально назначенной комиссии попробовала выстрелить одной из деформированных мин. Результат получился самый печальный. Выйдя из аппарата, мина немедленно направилась на дно…
По инициативе минного офицера 2-го дивизиона лейтенанта А.П. Левицкого пустоты в зарядных отделениях заполнили кусками дерева, вырезанными по лекалу, а капсюли залили толстым слоем мастики, которую игла ударника должна была проколоть раньше, чем добраться до гремучей ртути, отчего надежность мин значительно повысилась. С этого момента бригада взяла в свои руки приспособление самодвижущихся мин к повышенным требованиям, которые предъявляются особенностями их использования на подводных лодках, и добилась блестящих результатов.»
Это был девятый поход «Акулы», впереди был роковой – десятый поход. (Именно 10-й, а не 17-й, как продолжают тиражировать многие издания. Об этом писал Стрельбицкий еще в 2006!)
В ноябре 1915 на «Акуле» сразу за ограждением рубки оборудовали устройство для транспортировки и постановки 4-х мин ПЛ-100 с ПМЗ «Краб». Подводники в шутку называли это устройство «кринолином», хотя я не могу понять, как бугельный крепеж мог напоминать нашим коллегам 100 лет назад жесткий подъюбочник??? В походном положении мины крепились бугелями, которые могли отдаваться только вручную. После освобождения от бугелей они скатывались за борт по наклонным кронштейнам, прикрепленным к корпусу. Те мины можно было ставить только в НП! Возможно, последняя фото "Акулы". 4 мины ПЛ-100 ПМЗ "Краб" за ограждением рубки
Здесь мы делаем остановку и переходим к лейтенанту Калчеву и его изобретению...
Источники при открытии этой темы:
Меркушев В.А. Записки подводника. 1905-1915. – М., 2004.
Стрельбицкий К.Б. Загадки последнего похода подводной лодки «Акула». Подводный флот отечества, №13. СПб, 2006
Цветков И.Ф. Русские подводные лодки. Ч.2. – СПб, 2009.
Стрельбицкий К.Б. Сообщения на форуме http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=55483.0
Переписка автора с участниками погружения
Музей ЦНИИ «Гидроприбор»
Залесский Н.А. «Краб» – первый в мире подводный минный заградитель.
…Еще в 1905 г. началась разработка проекта (сбор идей) большой подводной лодки русского дизайна. Задание на проектирование было более чем амбициозное. ПЛ должна была иметь скорость надводного хода 18 уз, подводного – 8 уз. …В итоге в 1906 г. появился проект Бубнова-Беклемишева, в который, даже в процессе строительства, вносились изменения. На основании проекта Балтийский завод представил в МТК Тех. Условия для постройки ПЛ, которые и были одобрены. Узким местом проекта было разработка дизелей Балтийским заводом, это и привело к невероятно длительному строительству ПЛ в течение 1906-1911 гг.
Первоначально вооружение (в проекте) состояло из трубчатых торпедных аппаратов по два в корме и два в носу располагавшихся близко к корпусу (что делало невозможным перезарядку в подводном положении из-за рулевых горизонтальных рулей), а также из четырех труб для хранения запасных торпед по два между торпедными аппаратами (45 см ниже аппаратов). Но во время начальных этапов строительства добавили 4 решётчатых торпедных аппарата на палубе.
В это же время проектировался еще один «долгострой». Проекту первого в мире подводного минного заградителя «Краб» не суждено было стать первым. Заложен он был действительно первым, но вот на воду сошли первыми минзаги Германии типа UC-I. В ходе обсуждения проекта в МТК возникло много идей, но главной из них была необходимость вооружения ПЛ минами.
1 мая 1907 г. исполняющий должность (и. д.) председателя МТК контр-адмирал А. А. Вирениус и и. д. главного инспектора минного дела контр-адмирал М. Ф. Лощинский в специальном докладе на имя товарища морского министра по поводу проекта минного заградителя М. П. Налетова и идеи вооружения ПЛ минами писали, что комитет "на основании предварительных расчетов и проверки чертежей нашел возможным признать проект осуществимым". Далее в докладе указывалось:
«Ввиду большого боевого значения такого подводного минного заградителя при невысокой его стоимости Морской технический комитет считает крайне желательным осуществить этот проект в ближайшем будущем...»
«Как ни желательно осуществление такой идеи, Морской технический комитет тем не менее находит более осторожным предварительно испытать постановку мин с подводных лодок, для чего является необходимым принять сделанное в феврале сего года предложение начальника Балтийского завода на устройство, согласно проекту корабельного инженера Бубнова, на строящейся лодке в 360 тонн...
...необходимо одновременно озаботиться выработкой специальных мин, хотя бы по проекту капитана 2 ранга Шрейбера».
Товарищ морского министра согласился с предложениями председателя МТК, и начальнику Балтийского судостроительного и механического завода в Петербурге было дано задание разработать устройство для постановки 20 мин со строящейся на этом заводе подводной лодки "Акула" водоизмещением 360 т… Но сошла "Акула" со стапелей, все же, без мин. Бубнов возле строящейся "Акулы"
С пустыми решетчатыми ТА
С торпедами в аппаратах Джевецкого
В 1911 г. «Акула» вступила в строй со следующими ТТХ:
Водоизмещение: надводное — 370 тонн, подводное — 480 тонн
Размеры: длина — 56.1 метра, ширина — 3.7 метра, осадка — 3.3 метра
Силовая установка: 2 группы батарей по 63 элемента — 5,050 А.ч. (по другим данным — 3,600 А.ч.), 3 дизельных двигателя Нобеля суммарной мощностью 900 л.с., электромоторы мощностью 300 л.с., 3 винта
Скорость: наибольшая (надводная/подводная) — 11.5/6.5 узла, экономическая (надводная/подводная) — 9.0/4.75 узла
Дальность плавания: надводная — 1,000/1,900 миль (11.5/9.0 узловым ходом), подводная — 35/90 миль (6.5/4.75 узловым ходом)
Запас топлива: 15.4 тонны (солярка)
Глубина погружения: рабочая — 50 метров, время погружения — 3 минуты, запас плавучести — 25 %
Артиллерийское вооружение: с 1915 г. — 1 орудие 47-мм
Минно-торпедное вооружение:
2 НТА 457мм (2 запасных торпеды в специальных трубах)
2 КТА 457 мм (2 запасных торпеды в специальных трубах)
4 внешних решетчатых ТА Джевецкого-Подгорного
полный боекомплект: 12 торпед 45 см
Радиостанция: Маркони мощностью 0.5 кВт с радиусом действия 100 миль
Экипаж: офицеры/кондукторы/нижние чины — 4/2/29 человек
Как видно из вышеприведенных данных, минами «Акула» не была вооружена при постройке.
Внутри 1-го отсека: по бортам - это ТА, а ближе к ДП - это контейнеры для торпед.
С началом войны ПЛ стали активно участвовать в боевых походах. В том числе и «Акула». Боевые походы «Акулы» описаны в приведенных источниках. Мы же остановимся на минно-торпедном оружии.
Подробности сентябрьского 1915 г. походы «Акулы» в воспоминаниях Меркушина:
…Поход «Акулы» доказал малую пригодность имеющихся мин Уайтхеда. При вынужденном погружении «Акулы» на 90 футов (30 м) зарядные отделения мин, как находившиеся в наружных аппаратах Джевецкого-Подгорного, так и внутренних, трубчатых, у которых были открыты наружные крышки, оказались смятыми – в капсюли попала вода, и они не могли взорваться, а значит сами мины стали безопасными для неприятеля.
…Минный отдел не соглашался с требованием бригады, указывая, что таких особо прочных мин нет во всем мире, сделать их более прочными трудно, вес мин сильно увеличится и прочее…
По приходу в Моонзунд «Акула» в присутствии специально назначенной комиссии попробовала выстрелить одной из деформированных мин. Результат получился самый печальный. Выйдя из аппарата, мина немедленно направилась на дно…
По инициативе минного офицера 2-го дивизиона лейтенанта А.П. Левицкого пустоты в зарядных отделениях заполнили кусками дерева, вырезанными по лекалу, а капсюли залили толстым слоем мастики, которую игла ударника должна была проколоть раньше, чем добраться до гремучей ртути, отчего надежность мин значительно повысилась. С этого момента бригада взяла в свои руки приспособление самодвижущихся мин к повышенным требованиям, которые предъявляются особенностями их использования на подводных лодках, и добилась блестящих результатов.»
Это был девятый поход «Акулы», впереди был роковой – десятый поход. (Именно 10-й, а не 17-й, как продолжают тиражировать многие издания. Об этом писал Стрельбицкий еще в 2006!)
В ноябре 1915 на «Акуле» сразу за ограждением рубки оборудовали устройство для транспортировки и постановки 4-х мин ПЛ-100 с ПМЗ «Краб». Подводники в шутку называли это устройство «кринолином», хотя я не могу понять, как бугельный крепеж мог напоминать нашим коллегам 100 лет назад жесткий подъюбочник??? В походном положении мины крепились бугелями, которые могли отдаваться только вручную. После освобождения от бугелей они скатывались за борт по наклонным кронштейнам, прикрепленным к корпусу. Те мины можно было ставить только в НП! Возможно, последняя фото "Акулы". 4 мины ПЛ-100 ПМЗ "Краб" за ограждением рубки
Здесь мы делаем остановку и переходим к лейтенанту Калчеву и его изобретению...