От ПМТ-1 до МТПК-2

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение minzavod »

От ПМТ-1 до МТПК-2

Думаю, будет полезным объединить в одной ветке историю создания и развития Минно-торпедных комплексов – ПМТ-1, МТПК-1, МТПК-2 и далее ОКР Унификация. Также интересно проследить развитие мин-торпед, от идеи Бекаури до ОКР Унификация, сравнить параметры и посмотреть фотографии образцов.

Мина ПМТ-1достаточно подробно уже описана на этом сайте.
Мины МТПК -1 еще нет на Форуме, да и на других форумах и в печати она встречается редко.
Мина МТПК-2 – недавно открыта тема на Форуме.

Итак, ПМТ-1 – подробно описана на этом сайте.

Разработчик ЦНИИ Гидроприбор
Годы разработки ОКР 1963-1971
Принята на вооружение в 1972 году
Серийное изготовление на Машзаводе им. Куйбышева (Петропавловск) - 1972-1980 годы
Главный конструктор ОКР Лоцман– Власов Леонид Васильевич (1963 -1966 гг.)
Ботов Александр Дмитриевич (1967-1971 гг.)- натурные испытания и доработка.
Павлов Владимир Михайлович с 1971 года – постановка изделия на производство.
Главный конструктор торпеды СЭТ-40УЛ – Сендерихин В.И.

Главные отличительные признаки мины-торпеды ПМТ-1.
Расположение стартового контейнера – горизонтальное. Выход торпеды – горизонтальный после создания давления от Порохового Аккумулятора Давления (ПАД). Торпеда снабжена ССН и НВ.
Размер опасной зоны-120 Х 500 метров. Углубление мины – 150 метров. Максимальная глубина моря для постановки -1500 метров

СХЕМА И ФОТО мины ПМТ-1
ПМТ-1 схема.jpg
ПМТ-1 Лаборатория МО ВВМУПП.jpg
Минно –торпедный противолодочный комплекс МТПК-1

Разработчик ОКР (Лоцман-Д) – ЦНИИ Гидроприбор.
Годы разработки- 1975-1981 годы.
Принятие на вооружение -1981 год.
Серийное изготовление на Машзаводе им.Куйбышева -1981 -1990 годы
Главный конструктор – Павлыга Геннадий Анатольевич.

Разработчики и участники ОКР (Лоцман-Д) –Сухин Б.П., Жуков А.А., Большуткин Л.А.,Васильев Я.В., Голубкова И.З., Шерман Ю.А., Костюков А.И.
Разработчик КМЧ мины – СКБ завода им. Куйбышева ,Петропавловск,
(Эсаулов Г.Ф., Акимов В.Г.,Черепов И.А., Поротиков Б.А., Коровина Р.И., Литуев В.Н.)

Главные отличительные особенности МТПК-1

Разработана в двух вариантах – для постановки с ПЛ и НК – длина 7900 мм. Диаметр 533 мм.
- для постановки с Авиации – длина 5600 мм. Диаметр 533 мм.
Может осуществляться постановка с Авиационных носителей. При постановке с авиации используется двухступенчатая парашютная система торможения и стабилизации (СТС).
Корпус мины на позиции находится в вертикальном положении. Старт торпеды производится в вертикальном положении, после срабатывания Клапанов Заполнения и уравнивания давления в стартовом контейнере.
Радиус поражения – 600 метров. Глубина постановка – до 350 метров. Глубина моря при постановке – 1500 метров.
Малогабаритная противолодочная торпеда МПТ-1М – Главный конструктор Арайс Ю.Я.

Сведения о торпеде МПТ-1 (Согласно Гусеву Р.)

Малогабаритная противолодочная торпеда. Создание торпеды велось путем копирования американской малогабаритной торпеды Мк-46 и её системы самонаведения (ССН). По полуофициальной мемуарной версии торпеда Мк-46 получена от кубинских моряков в 1965-1966 г.г. Разработка отечественной копии начата в то же время в ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор - Ю.Я.Арайс. Создание торпеды завершено в 1973 г., модификация МПТ-1УМ создана в 1978 г. Торпеда использована в качестве боевой части минно-торпедных комплексов и проектировавшихся ПЛРК.
Система управления и наведение - двухплоскостная система самонаведения "Керамика" разработки ЦНИИ "Гидроприбор" является копией ССН американской торпеды Мк-46. После принятия на вооружение в составе торпед МПТ-1 "Колибри" ССН "Керамика" была использована на других типах торпед ВМФ и в т.ч. при модернизации (например - УСЭТ-80К). Неконтактный магнитный взрыватель.
Радиус реагирования системы самонаведения - 1500 м

Двигатель - тепловой аксиально-поршневой двигатель с вращающейся камерой сгорания на унитарном топливе (монотопливе) "Пронит".

Калибр - 324 мм

Масса БЧ - 76 кг
Масса ВВ - 44 кг

Дальность хода (при скорости) - 8 км (45 уз)
Глубина хода - до 450 м

Модификации:
МПТ-1 - базовая модель для использования с авиационных носителей;

МПТ-1М - модификация для минно-торпедного комплекса МТПК;

МПТ-1УМ - модель для противолодочных ракетных комплексов, созданная в 1978 г., согласно Гусеву Р. - модификация торпеды с электродвигателем, вероятно, с ВХИТ. Главный конструктор - Ю.Я.Арайс, главный конструктор ССН - О.В.Альхов, неконтактного взрывателя - Л.М.Гусев, приборов управления - Л.Н.Ермолаев.

ФОТО МИНЫ МТПК-1
МТПК -1 гидроприбор.jpg
МТПК-1.jpg
Торпеда МПТ-1.jpg
Минно- торпедный противолодочный комплекс МТПК-2

Об МТПК – 2 здесь на Форуме уже есть отдельная тема. Размещу только Фото и Схему.

ФОТО и СХЕМА МТПК-2
МТПК-2.jpg
Сосняк.jpg
ОКР Унификация и ОКР Гитана.

Также с середины 80х годов прошлого века, в ЦНИИ Гидроприбор и СКБ завода Куйбышева велась разработка Универсального Стартового Контейнера для широкополосных мин. ОКР – Унификации и ОКР Гитана. Разрабатывался универсальный стартовый контейнер мин для противолодочных ракет или торпед. В Универсальной мине-контейнере располагается либо торпеда, либо подводная ракета в зависимости от назначения и комплектации. Разработка ОКР велась в основном в инициативном порядке в СКБ завода Куйбышева. Участники разработки – Акимов В.Г., Поротиков Б.А ,Смирнов В.А., Усольцев О.В. и др.
ОКР Гитана была завершена в 1992 году и на вооружение поступила Универсальная Учебно Тренировочная Мина (УУТМ). А ОКР Унификация, так и не была завершена из-за развала страны и перестроечных процессов 90х.

И в заключение,
для сравнения и анализа, немного о главном конкуренте наших минно- торпедных комплексов – американской мине КЭПТОР. (Из американских источников)

Мина-торпеда КЭПТОР

Работы над глубоководной миной, включающей в качестве ударного элемента торпеду, начались в Лаборатории военно-морских вооружений в г.Уайт-Оук в штате Мэриленд. Первый контракт на изготовление партии новых мин для испытаний был заключен с фирмой «Гудийэр-аэроспейс» (в настоящее время входящую в состав фирмы «Лорал»). Мина Mark 60 «Кэптор» была принята на вооружение ВМС США в 1976 году. Серийная поставка «Кэпторов» на вооружение флота США должна была начаться в 1980 году. Но доводка Mark 60 до серийного производства столкнулась со значительными техническими трудностями. Проблемы с надежностью мины стали причиной прекращения ее выпуска почти сразу же после его начала. Серийный выпуск мин удалось наладить только в 1982 году. Очень высокой оказалась и себестоимость мины-торпеды: в 1978 году стоимость одной мины составляла 113 тысяч долларов, а в 1986-377 тысяч.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Корпус мины Mark 60 «Кэптор» представляет собой контейнер длиной 3,68 м с почти плоской головной частью, внутри которого размещены торпеда и акустическая аппаратура. Якорь и свернутый минреп находятся в хвостовой части. После того, как мина оказывается в воде, якорь отделяется и ложится на дно, а мина, обладающая положительной плавучестью, устанавливается на заданной глубине в вертикальном положении. При глубине моря до 230 м мина устанавливается в придонном положении в 7,5 м от грунта. При глубине постановки 230-400 м углубление мины равно половине глубины места, а на глубинах от 460 м оно составляет 305 м. При срабатывании мины торпеда Мк. 46 выстреливается вертикально вверх.
Мина способна определять шумы подводных лодок (ПЛ) противника на дистанции до 1 км; при этом она не реагирует на шумы надводных кораблей и ПЛ в надводном положении. «Кэптор» не реагирует также и на шумы американских подлодок. Гидроакустический канал обнаружения шумов подводных лодок работает в дежурном режиме, включаясь на 30-50 секунд через каждые 5 минут. Торпеда выпускается, когда аппаратура классифицирует цель как подлодку противника, находящуюся в подводном положении.
Система самонаведения торпеды — активно-пассивная, с дальностью обнаружения до 1500 м. У торпеды Мк. 46 кроме обычной может устанавливаться и атомная боеголовка. Срок службы мины без подъема и ремонта, по заявлениям американцев, составляет несколько месяцев.
«Кэптор» может ставиться как с надводных кораблей, так и с самолетов и подводных лодок (через торпедные аппараты). Одними из основных носителей Mark 60 являются самолеты противолодочный патрульной авиации «Орион» или «Посейдон».
СОВЕТСКИЕ МИНЫ-ТОРПЕДЫ
Мина ПМТ-1 имела длину 7,8 м, вес около 1700 кг. Ее постановка осуществлялась с надводных кораблей и из 53-см торпедных аппаратов подводных лодок. ПМТ-1, также как и «Кэптор», обнаруживала цель, классифицировала ее, определяла характеристики ее движения, вырабатывала данные для стрельбы и осуществляла пуск торпеды. После выхода из стартового контейнера торпеда производила поиск цели по заданной программе. Обнаружив подводную лодку собственной системой самонаведения, торпеда наводилась на цель и поражала ее.
ПМТ-1 несколько уступала Mark 60 в дальности обнаружения и поражения цели, поскольку в американской мине была использована более совершенная акустическая система обнаружения и целеуказания. Эти недостатки советские конструкторы устранили в противолодочной мине-торпеде МТПК-1, предназначенной для поражения малошумных атомных подводных лодок и принятой на вооружение в 1983 году.
СОВРЕМЕННЫЕ МИНЫ-ТОРПЕДЫ
В 2000 году на вооружение ВМФ США поступила мина-торпеда «Сабстрайк» (Substrike), боевой частью которой является торпеда Мк. 50 с более высокими характеристиками, чем торпеда Мк. 46 мод. 4, применяемая в мине-торпеде «Кэптор». В 2001 году были закончены испытания и принята на вооружение флота США мина-торпеда LSM, которая способна поражать подводные лодки в диапазоне глубин до 600 м в радиусе полутора километров.
С 1998 года ВМФ Японии получил на вооружение мину-торпеду K-RX2. В 2000 году у военно-морского флота Великобритании появилась мина-торпеда «Хантер», а у ВМФ Италии — мина-торпеда СSМ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ MARK 60 «КЭПТОР»
• Размеры, м:
— длина: 3,68 — в варианте для надводного и воздушного носителей, 3,35 — для ПЛ
— диаметр: 0,533
• Максимальная глубина постановки мины, м: 914 (по заявлению разработчиков)
• Вес, кг: 1077 — в варианте для надводного и воздушного носителей, 935 — для ПЛ
• Технические характеристики торпеды:
— скорость хода торпеды, узлов: 28
— дальность хода, м: 7300
— вес боевой части, кг: 44
— наведение: активное/пассивное акустическое
— траектория торпеды до захвата цели: синусоида или окружность

Фото и Схема Мины-торпеды Кэптор
МТ Кэптор.jpg
Схема МК-60.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение minzavod »

Хотя мина ПМТ-1 уже хорошо освещена на этом Форуме, добавить исторической справки о ее создании будет не лишним. Приведу статью из Морского сборника целиком. Тем более что она написана с участием Главного конструктора МТПК-2 Павлова В.М.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МИНА-ТОРПЕДА ПМТ-1

Морской сборник 1997 год №7

капитан 1 ранга Ю.БЛАГИНИН, кандидат техничеекмх наук, доцент
капитан 1 ранга В.МИХАЙЛОВ, кандидат технических наук, доцент
В.ПАВЛОВ, главный конструктор ЦНИИ "Гидролрибор "

Период 1957-1960 гг. характеризуется поиском путей дальнейшего качественного совершенствования морских мин. Перенос стратегического ядерного оружия на подводные носители (ПЛ с АЭУ) поставил перед ВМФ СССР сложную и ответственную задачу уничтожения ПЛАРБ вероятного противника в зонах их боевого патрулирования. Одним из эффективных направлений решения этой задачи считалось создание противолодочных мин, имеющих значительную зону поражения, так называемых широкополосных мин (ШПМ).

Принципиальная новизна и сложность проблемы создания ШПМ диктовали целесообразность развертывания широкого фронта работ по различным техническим направлениям. В связи с этим командование ВМФ предложило разработать несколько вариантов мины. Совет Министров СССР одобрил эту инициативу и на основании соответствующих решений в промышленности были развернуты работы по созданию мины-ракеты ПМР-1 (Постановление от 25.10.61 г.), мины-торпеды ПМТ-1 (Постановление от 18.12.63 г.) и мины-ракеты ПМР-2 (Постановление от 28.02.63 г.). Разработчиком этих мин был определен ЦНИИ "Гидроприбор" (бывший НИИ-400) МСП. Осуществлять общее руководство разработкой мин со стороны Военно-Морского Флота поручили вице-адмиралу Б.Д.Костыгову - начальнику МТУ ВМФ, а со стороны промышленности - А.И. Воронину, начальнику ГУ МСП СССР.

Создание мины-торпеды началась с выдачи в ЦНИИ "Гидроприбор" тактико-технического задания (ТТЗ), предложенного Научно-исследовательским институтом флота (ответственный руководитель - капитан 1 ранга В.В.Балуев). В "Гидроприборе" разработка первой отечественной мины-торпеды была поручена группе молодых специалистов - выпускников кораблестроительного института, созданной на базе двух отделов ЦНИИ. Новые задачи требовалось решать по-новому, а бывшим студентам хотелось именно такой работы - инициативной и творческой! В феврале-марте 1963 г. под руководством главного конструктора В.В.Ильина была начата работа над проектом мины-торпеды, а уже в декабре он был успешно защищен.

Наступил новый этап - этап практической реализации заложенных в аванпроекте замыслов. Для выполнения поставленных задач была создана рабочая группа в составе: В.В.Власов - главный конструктор; Н.И.Горбатко - заместитель главного конструктора по неконтактной аппаратуре; А.И.Коновалов - заместитель главного конструктора по боевой части и организации работ по "привязке" торпеды к минной части; В.М.Павлов - инженер, главный конструктор на период постановки мин ПМТ-1 в серийное производство и эксплуатацию; Г.С.Рудиков - инженер; А.П.Малышко - старший инженер, а впоследствии заместитель главного конструктора по корпусно-механической части; В.В.Надеинский - инженер; Г.П.Гузяев - старший инженер (физическое моделирование); Н.П.Боровикова - ведущий инженер; А.И.Панов - инженер.
Предстояло решить ряд важных проблемных вопросов, связанных в основном с обеспечением подводного старта торпеды. Дело в том, что в качестве боевой части мины планировалось использовать серийную малогабаритную противолодочную электрическую торпеду СЭТ-40.
Противолодочная малогабаритная самонаводящаяся торпеда СЭТ-40 имела следующие основные ТТХ: массу в сборе - 530 кг; массу заряда взрывчатого вещества (ВВ) - 80 кг; глубину хода - до 200 м. Предусматривались: система самонаведения - акустическая, активно-пассивного типа; неконтактный взрыватель (НВ) - гидролокационный, кругового действия.
Использование в торпеде СЭТ-40 активно-пассивной системы наведения на цель позволяло обеспечить поиск и наведение этой торпеды как на обесшумленную, так и на сильно "шумящую" ПЛ противника.

Для подрыва боевого заряда взрывчатого вещества в торпеде был применен НВ гидролокационного типа с круговой характеристикой направленности, срабатывающий при прохождении торпеды вблизи цели независимо от ее магнитного или акустического полей и расположения относительно торпеды в пространстве. При прямом попадании в цель взрыв боевого заряда обеспечивался инерционной частью взрывателя (контактным взрывателем).
Применение данной торпеды в качестве боевой части мины наложило существенный отпечаток на ее конструкцию, порядок функционирования и, что еще более существенно, на сроки разработки и принятия на вооружение ВМФ.

Перед разработчиками встали интересные, но весьма сложные проблемные задачи, из которых можно выделить, например такие, как обеспечение широкополосной цилиндрической зоны реагирования неконтактной аппаратуры мины и условий подводного горизонтального старта торпеды, а также разработку алгоритма движения торпеды до момента захвата цели аппаратурой самонаведения.
Для решения первых двух задач необходимо было спроектировать специальный подводный автоматизированный торпедный аппарат (контейнер), - он должен был иметь горизонтальную ориентировку в пространстве после постановки мины носителем и установки ее на заданное углубление, а кроме того, устройство, предназначенное для обеспечения выхода торпеды после попадания цели в зону действия неконтактной аппаратуры мины.

Задача была непростой, так как блок не¬контактной аппаратура мины с электроакустическими преобразователями для обеспечения требуемой широкополосной цилиндрической зоны реагирования должен был быть расположен вертикально.
Как видно из рисунка, конструкция по¬лучилась довольно сложной, тут же возникла проблема обеспечения ее динамической устойчивости при воздействии подводных течений. Дело в том, что контейнер с торпедой под действием течения ориентировался в пространстве перпендикулярно течению, в это приводило к появлению значительных углов наклона контейнера и, как следствие, ухудшало защищенность мины от срабатывания при воздействии надводной цели. Данная проблема была решена установкой на контейнере оригинальной системы автоматически раскрывающихся стабилизаторов, под действием которых он ориентировался вдоль направления течения (автор системы стабилизаторов - Г.С. Павлыга, ведущий конструктор ЦНИИ "Гидроприбор").

При разработке системы старта были проанализированы все возможные принципы ее построения (поршневой, гидравлический и т.п.), просчитано множество вариантов технических решений, пока конструкторы не остановились на одном - газодинамическом старте боевой части мины (авторы - А.В.Власов, В.В.Надеинский, Г.П.Гузеев, В.В.Ильин и В.М.Павлов. Суть этого старта заключалась в следующем.
Торпеда до момента старта находилась в герметичном контейнере, имеющем положительную плавучесть, чтобы удерживаться вместе с приборным контейнером на заданном углублении. При появлении подводной лодки-цели в зоне обнаружения мины подавался сигнал на запуск специального устройства - порохового аккумулятора давления, представляющего собой своеобразную мини-печь для сжигания порохового топлива (пороховых шашек). При горении пороха давление выделяющихся газов в контейнере становилось выше забортного давления, тарированные разрывные болты крышки контейнера разрывались и она открывалась. Торпеда начинала движение и, с необходимой для обеспечения устойчивого движения скоростью, выходила из контейнера, продолжая по инерции движение в продольном направлении до момента активизации собственной аккумуляторной батареи. Затем торпеда начинала выполнение заданной программы для выхода на поисковую программу с последующим наведением на цель и ее уничтожением.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции системы старта, разработчикам пришлось преодолеть значительные трудности, особенно при проведении натурных испытаний мины на полигоне, чтобы обеспечить приемлемые для торпеды условия подводного старта.
О сложности проделанной конструкторами работы говорит тот факт, что на вооружение ВМФ первая отечественная мина-торпеда под шифром ПМТ-1 была принята лишь в 1972 г., т.е. спустя 9 лет со дня начала ее разработки!

Коллективу разработчиков мины ПМТ-1 была присуждена Государственная премия СССР. Первопроходцами-создателями уникального по тем временам образца мины-торпеды, впервые в отечественном миностроении был применен модульный принцип исполнения; использована электрическая связь узлов и элементов аппаратуры, что сразу решило проблему защиты взрывоопасных цепей от токов высокой частоты; введена система шунтирования пиропатронов при проверке электрической цепи мины; реализована возможность организации параметрического контроля аппаратуры без снятия ее с изделия и многое другое.

Принятие на вооружение ВМФ мины-торпеды ПМТ-1, полученные в ходе ее разработки научно-технический и экспериментальный заделы послужили толчком к дальнейшему расширению в промышленности работ по созданию новых образцов мин, обладающих более высокими характеристиками. В 1981 г. была завершена разработка первой отечественной универсальной по носителям противолодочной мины-торпеды, принятой на вооружение в 1983 г. Эта мина незначительно уступала в ряде тактико-технических характеристик мине-торпеде "Кэптор" (США), но превосходила ее, в частности, по глубинам постановки; допуская применение в районах патрулирования ракетных ПЛ нашего, по тем временам, вероятного противника.

«Морской Сборник» №7 1997
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение admin »

При назначении Власова Леонида Васильевича на должность главного конструктора по теме "Лоцман" в 1963 г. ему было всего 33 (!!!) года. К сожалению, жизнь Леонида Васильевича трагически оборвалась в 1966 г. Власов утонул во время рыбалки. Выпал из лодки, а тяжелая одежда и сапоги не позволили спастись...
Власов ЛВ.jpg
И все-таки, главным конструктором, сдавшим мину ВМФ, был Ботов Александр Дмитриевич>>>>> По разнообразию образцов Ботов, определенно, идет на 1 месте: ПЛТ-6, РМ-2 и РМ-2Г, ПМТ-1, УДМ-2 (Олег, надо как-то растормошить сына Ботова! За 2 года попыток выйти на контакт прогресс незначителен: я добавлен в друзья, но нет ответа ни на одно сообщение :( :( :( ).
Botov.jpg

Вклад Власова значителен в создание ПМТ-1. Но мы не можем говорить, что образец уже был готов 1967 г. Команда под рук-вом Ботова сразу столкнулась с серьезными проблемами.

Из ММО: "Пассивная система Пассивная система неконтактной аппаратуры не выполняла заданный алгоритм и отрабатывала на запрет старта торпеды не только при работе по надводному кораблю, но и при проходе подводной лодки. Неконтактная аппаратура отрабатывала от поверхности моря при выборке и давала команду на старт торпеды, а это означало, что внутри пусковой установки сгорали кабели, трубопроводы, направляющие. Весь стартовый аппарат необходимо было восстанавливать, что влекло за собой потерю времени и непредусмотренное расходование материальной части.
Не получив желаемых результатов на Ладоге, работы перевели на Черное море, где можно была работать непрерывно и в зимний период.
Начался новый, 1968 г. Были найдены технические решения по неконтактной аппаратуре. Решен вопрос по исключению наведения торпеды на газовый пузырь. Траектория движения торпеды была построена так, чтобы газовый пузырь оставался внутри циркуляционной траектории.
... В 1968 г были успешно завершены заводские испытания. Получен положительный зачетный результат по проверке комплекса по полной схеме с отработкой минной аппаратуры, стартом торпеды и наведением ее на цель. Государственные испытания проводились в Феодосии. Общая координация работ обеспечивалась главным конструктором А. Д. Ботовым и представителем заказчика В. В. Балуевы и ответственным секретарем комиссии был Б. К. Лямин, а техническим секретарем — М. А. Павлова.
Испытания прошли успешно. Одновременно в районе поселка Алахадзе (Абхазия) проводились акваторные испытания по проверке бортовой аппаратуры мины, а в районе Североморска — проверка работы аппаратуры прохождениями АПЛ.
В Североморске работами руководил представитель в/ч 31303 В.В. Старобинцев.
25 апреля 1970 г. был выполнен завершающий выход — два опыта по полной схеме по цели.
В последнем опыте торпеда навелась и попала прямо в цель. Так был завершен почти девятилетний труд по разработке первого в мире противолодочного минно-торпедного комплекса «Лоцман». Сплав молодости, зрелости и опыта справились с этой работой.
В 1971 г комплекс был принят на вооружение и запущен в серийное производство." (ММО, стр. 301)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение admin »

Уточнение по конструктору стабилизаторов ПМТ-1: Павлыга не "Г.С." , а Г.А. - Геннадий Анатольевич
Чертеж показывает систему старта, но здесь хорошо видны стабилизаторы:
Система старта и стабилизаторы ПМТ-1.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение minzavod »

Да, Ботов Александр Дмитриевич Конструктор с большой буквы. Еще можно вспомнить его уникальное изделие - Буй АЛЕК - Это Буй аэрокосмической связи с ПЛ, он тоже здесь был Главный конструктор. Александр Дмитриевич часто бывал на заводе в Петропавловске и лично участвовал во внедрении новых образцов на производстве. Здесь мне повезло с ним часто встречаться и работать. (Внедряли УДМ-2 и первые модульные мины. (Была такая тема МИНТАЙ - первая модульная донная мина). После выхода на пенсию А.Д. некоторое время работал лаборантом на Кафедре 40 Приборостроительного факультета ЛКИ. Там его любили все студенты, многие помнят его до сих пор. Он помогал всем в лаборатории при изготовлении макетов или при Курсовых работах. (Лично работал на лабораторных станках).

А Дима Ботов , именно сейчас, в настоящее время, несмотря на карантин, участвует в Заполярном пешем походе от Санкт-Петербурга до Камчатки. (Это такой международный проект - Полярные Проходимцы называется.) Идут пешком или на Кайтах по всему Российскому Заполярью. Пожелаем ему успехов! Как вернется, постараюсь с ним связаться.

Да вот еще! Такие крылья для стабилизации контейнера на течении были на минах ПМТ-1 и ПМР-1. Они были металлические и очень нетехнологичные. (зато очень прочные). На более поздних образцах конструкция была изменена и на ПМР-2 и МТПК-1 уже устанавливали резино-тканевые крылья. Конструкция стала проще и вес у них был меньше. Зато были случаи их разрыва при раскрытии на потоке. Приходилось укреплять слабые места дополнительными вклейками. (Нам пришлось поездить по многим базам и арсеналам для проведения этих ремонтных работ.)
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение admin »

Олег, а где спрятаны "крылья" на ПМР-1? Или крылья на самой ракете?
PMR1_PMO_800AMN.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение minzavod »

Так вот же они сзади (с торца сложенные лежат). Здесь якорь мины снят и видны лопасти с пружинами. Это и есть стабилизаторы или крылья для стабилизации на потоке. (Чтобы в момент определения курса цели не произошел поворот и сбой Системы Целеуказания)
На ПМР -1 они крепятся к основанию отсека, внутри которого размещается вьюшка с тросом и Механизм Установки. На фото виден и сам минреп и гнезда для пиропатронов для отстрела якоря. При отстреле якоря лопасти разворачиваются и мина становится поперек потока или течения. (Поперек а не вдоль!) А здесь они просто чекой закреплены (или проволокой) поэтому и сложены на фото. А вообще при их раскрытии нужно соблюдать осторожность. так-как можно сильно в лицо получить, что неоднократно в цехе при сборке и случалось! А вот на ПМР-2 и далее уже устанавливались стабилизаторы из прорезиненной ткани, такая оранжевая, на клеенку детскую похожа. Но значительно прочнее. Некоторые туристы на заводе из нее даже байдарки делали. Обшивали алюминиевый каркас тканью, и сплавлялись по Ишиму.
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение minzavod »

Спасибо Админу, за подробное описание и статью про МТПК-1 на ФОРУМЕ.
Очень интересное фото якоря. Это в ЦВММ? Вот на нем и видно эти крылья из ткани (стабилизаторы на течении) - сверху сложенные лежат, Их 2 шт. с каждой стороны.
На этом фото также видны пружины (их тоже 2 шт.) Пружины предназначены для выталкивания якоря после отстрела. Такие пружины применялись на минах ПМР-2, МТПК-1 и МТПК-2. в лодочных вариантах. Там якорь длинный и поэтому случались перекосы при сходе якоря с фланца корпуса. При сборке этих мин в цехе, для сжатия пружин применялся специальный ключ, и всегда существовала угроза отстрела якоря прямо на ноги. В авиационном варианте пружины не ставили, там якорь короткий.
И еще: На якоре (видно снизу) наносят белую широкую полосу по кругу. Так указывается Центр Тяжести (ЦТ) якоря для крепления грузовой стропки при работе с краном. Иногда эту полосу ошибочно принимают за границу аккумуляторного отсека. Даже в схеме МТПК-2 в Энциклопедии МО есть эта ошибка.
MTPK1_anchor.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение admin »

МТПК-1 якорь.jpg
МТПК-1 АО.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение admin »

А крылья-стабилизаторы, видимо, раскрываются после завершения автоколебаний? а какая у них площадь?

не помню рисунка МТПК-1 с расправленными крыльями
Ответить

Вернуться в «Россия / СССР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя