Мина СМДМ
Самотранспортирующаяся морская донная мина 2510
Мина разработана в ЦНИИ Гидроприбор. ОКР 1973-1978 годы.
Разработчики мины Л.М.Тюнин, А.А.Бибикин, В.Т. Недожогин
Принята на вооружение в 1978 году.
Описание мины и ТТХ приведены в энциклопедии Морское Минное Оружие России
Схема и ТТХ мины из сборника МО
Мина серийно изготавливалась (Общая сборка мины) на Машиностроительном заводе им. В.В. Куйбышева в городе Петропавловске в конце 70х-начале 80х годов. Мина состоит из головной части донной мины 2510 и хвостовой части торпеды 53-65 К.
Минная часть изготавливалась на заводе им. В.В. куйбышева в Петропавловске, торпедная хвостовая – на заводе им. Кирова в городе Алма-Ате.
Мина 2510 – трехканальная, типа ДМ-1. Имеет акустический, электромагнитный и гидродинамический каналы.
Калибр мины – 533 мм. Длина мины-7900 мм. Дальность хода – до 19 км. Глубина хода – 30 м. Глубина места постановки от 6 м. до 120 м. Радиус опасной зоны – до 50 метров. Мина снабжена предохранительными и функциональными приборами.
Энергосиловая установка – торпеды 53-65К
Торпеда 53-65К
Торпеда 53-65К с кислородным тепловым двигателем с использованием серийных компонентов от массово выпускавшихся торпед 53-56, 53-57, 53-58, 53-56ВА и 53-61 разработана в инициативном порядке КБ Машиностроительного завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) по решению директора завода П.Х.Резчика. без техзадания, НИР и ОКР. Главный конструктор - на стадии эскизного проекта - К.В.Селихов, позже - Гинзбург Д.С.
Опытная торпеда отстреляна на оз.Иссык-Куль и на Черном море. Торпеда 53-65К принята на вооружение ВМФ СССР в 1969 г. Первая серийная партия в 100 торпед произведена заводом в 1970 г. и была поставлена на флот.
Торпеда отличается простотой конструкции и низкой стоимостью при приемлемых ТТХ и массово используется в ВМФ СССР.
53-65К считается самой надежной на флоте, может нести ядерный боезапас.
Аналогичная мина состоит на вооружении ВМС США.
Фото мины SLLM
Самотранспортирующаяся мина СМДМ
Самотранспортирующаяся мина СМДМ
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Самотранспортирующаяся мина СМДМ
Из конструкторов, как я понимаю, Л. М. ТЮНИН - это торпедист, а минер - это Александр Алексеевич БИБИКИН (1926-ХХХХ). Попытался восстановить его биографию, но либо он куда-то ушёл (смежное или др министерство), либо слишком рано покинул этот мир.
Минзавод, может быть среди фотографий завод ан он где-то есть?
А МДС и СМДМ только каналами НВ отличалась?
У Гусева описан забавный случай, когда после прохода полной дистанции мина всплыла, а не погрузилась)))
Минзавод, может быть среди фотографий завод ан он где-то есть?
А МДС и СМДМ только каналами НВ отличалась?
У Гусева описан забавный случай, когда после прохода полной дистанции мина всплыла, а не погрузилась)))
Re: Самотранспортирующаяся мина СМДМ
К сожалению, никаких документов или фото А.А.Бибикина обнаружить на заводе не удалось. Хотя "старожилы" вспоминают, что Бибикин был действительно одним из конструкторов мины 2510. Работал в ЦНИИ ГИДРОПРИБОР. Бывал на заводе В.В.Куйбышева в Петропавловске при внедрении мины на производство в конце 70-х. Затем документация была передана на завод. Завод стал калькодержателем. (Обладателем авторского права в том числе). Ведущим инженером 2510 на заводе был Кожевников Владимир Геннадьевич. Выпускник ЛКИ 1979 года.
Бибикин А.А. действительно рано ушел из жизни, как и Кожевников В.В.
Мина СМДМ и мина МДС это одна и та же мина по документации 2510. Модернизация заключалась в добавлении 3го ГД канала. Аппаратура и приборная часть 2510 схожа с УДМ-2 или скорее МДМ-1.
Еще различия в отсеках стыковки. Последние мины 2510 шли с бандажами вместо косодыров. Хотя судя по фото с завода Кирова косодыры на 53-65К используют до сих пор. На заводе мину 2510 даже называли "36 КОСОДЫРОВ" по числу болтов необходимых для сборки.
Насчет воспоминаний Гусева, хотелось бы почитать, дайте ссылку если можно. Не совсем понятно про всплытие. Учебно-практическая мина и учебно- тренировочная должны всплывать после прохождения дистанции. Иначе их и не найдешь никогда.
Вот тоже давно известная история (действительно правдивая) про торпедные отстрелы. На Иссык-Куле на Койсаре раньше был городской пляж и даже пионерский лагерь (или санаторий). Торпеды со 2 й площадки отстреливали прямо по курсу на Койсару на этот пляж. Если торпедолов не успевал выловить торпеду, то бывали случаи ее выхода прямо на отдыхающих на песок. Затем пляж закрыли а на территории лагеря разместили испытательный полигон ВМФ 954. viewtopic.php?p=639#p639
Эту историю я слышал из многих и разных источников.
Бибикин А.А. действительно рано ушел из жизни, как и Кожевников В.В.
Мина СМДМ и мина МДС это одна и та же мина по документации 2510. Модернизация заключалась в добавлении 3го ГД канала. Аппаратура и приборная часть 2510 схожа с УДМ-2 или скорее МДМ-1.
Еще различия в отсеках стыковки. Последние мины 2510 шли с бандажами вместо косодыров. Хотя судя по фото с завода Кирова косодыры на 53-65К используют до сих пор. На заводе мину 2510 даже называли "36 КОСОДЫРОВ" по числу болтов необходимых для сборки.
Насчет воспоминаний Гусева, хотелось бы почитать, дайте ссылку если можно. Не совсем понятно про всплытие. Учебно-практическая мина и учебно- тренировочная должны всплывать после прохождения дистанции. Иначе их и не найдешь никогда.
Вот тоже давно известная история (действительно правдивая) про торпедные отстрелы. На Иссык-Куле на Койсаре раньше был городской пляж и даже пионерский лагерь (или санаторий). Торпеды со 2 й площадки отстреливали прямо по курсу на Койсару на этот пляж. Если торпедолов не успевал выловить торпеду, то бывали случаи ее выхода прямо на отдыхающих на песок. Затем пляж закрыли а на территории лагеря разместили испытательный полигон ВМФ 954. viewtopic.php?p=639#p639
Эту историю я слышал из многих и разных источников.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Самотранспортирующаяся мина СМДМ
Бибикин Александр Алексеевич
Род. 01.11.1926 в дер. Буриево, Горьковской обл.
Окончил Сормовский машиностроительный техникум.
В 1945 г. поступил на работу в НИИ-400 конструктором
В 1955 окончил Военмех, инженер-механик.
Главный конструктор мин МДС, СМДМ.
В 1982 уволился из ЦНИИ по состоянию здоровья.
Буду рад любой дополнительной информации!
Род. 01.11.1926 в дер. Буриево, Горьковской обл.
Окончил Сормовский машиностроительный техникум.
В 1945 г. поступил на работу в НИИ-400 конструктором
В 1955 окончил Военмех, инженер-механик.
Главный конструктор мин МДС, СМДМ.
В 1982 уволился из ЦНИИ по состоянию здоровья.
Буду рад любой дополнительной информации!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Самотранспортирующаяся мина СМДМ
Прочитал статью про МДС. История Кожевникова - прямо политический детектив! Неужели, человек просто пропал и никто не знает где он? Ведь есть родители, дети, друзья?
Машзавод предлагает "Каскад" с Д=35 км, это электрический носитель?
Машзавод предлагает "Каскад" с Д=35 км, это электрический носитель?
Re: Самотранспортирующаяся мина СМДМ
В.Кожевников был холост. Из родственников только сестра в Лениногорске в (Казахстане). Друзей конечно много в Петропавловске, Ленинграде, Феодосии. Было долгое следствие, много предположений. Дело закрыли.
Насчет КАСКАДА у многих проявился интерес и вопросы. Надо посетить Военно-морской салон в Санкт-Петербурге. В августе 2020 года вся документация по 2510 и сам образец с завода Куйбышева, вместе с другими минами (ПМР-2, МНП-2, УДМ-2, МТПК-2, МРПК-1) и др. были переданы на завод Кирова в Алма-Ату. А уже в 2021 году появляется КАСКАД. На заводе Кирова в Алма-Ате собирались восстановить некоторое производство мин, 2510 в том числе. Возможно восстановят. Кто первый поедет на Салон пусть посмотрит, сообщит что это за КАСКАД.
Насчет КАСКАДА у многих проявился интерес и вопросы. Надо посетить Военно-морской салон в Санкт-Петербурге. В августе 2020 года вся документация по 2510 и сам образец с завода Куйбышева, вместе с другими минами (ПМР-2, МНП-2, УДМ-2, МТПК-2, МРПК-1) и др. были переданы на завод Кирова в Алма-Ату. А уже в 2021 году появляется КАСКАД. На заводе Кирова в Алма-Ате собирались восстановить некоторое производство мин, 2510 в том числе. Возможно восстановят. Кто первый поедет на Салон пусть посмотрит, сообщит что это за КАСКАД.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя