МРПК-1
Добавлено: 26 дек 2022, 06:36
МРПК- Минно-ракетный противолодочный комплекс
МРПК-1 является логическим завершением минно-ракетного направления в разработке подводного минного оружия. Подводные мины-ракеты, разработанные специалистами ЦНИИ Гидроприбор, НИМТИ ВМФ, СКБ завода Куйбышева всегда являлись уникальным подводным оружием и не имели аналогов в мире. И до сих пор не имеют.
Хронологию создания реактивных мин можно проследить по описаниям мин, представленным на этом сайте. Разработка мин –ракет началась в НИМТИ ВМФ с ОКР Камбала.
- Мина КРМ была предложена к разработке в 1947 году сотрудником НИМТИ Б.К .Ляминым.
-Затем была реактивно- всплывающая мина РМ-1, 1960 год, Главный конструктор Л.П. Матвеев, ЦНИИ Гидроприбор.
-Реактивно- всплывающие РМ-2 и РМ-2Г, 1963-1965 год Главный конструктор А.Д. Ботов, ЦНИИ Гидроприбор.
-Противолодочная, стартующая по тросу (3 ракеты) мина ПРМ, 1969 год, Главный конструктор Г.Ф. Эсаулов, СКБ завода Куйбышева, г. Петропавловск.
-Автоприцельная противолодочная мина ракета ПМР-1, 1970 год, Главный конструктор Л.П. Матвеев.
-Капсулированная управляемая противолодочная мина-ракета ПМР-2, 1972 год, Главный конструктор Л.М. Вольфсон.
Завершает эту хронологию (надеюсь временно) мина-ракета МРПК-1.
-Универсальный Минно-Ракетный Комплекс МРПК-1, ОКР Лангуст-Щука, изделие 3001.
Главный конструктор Вольфсон Леонид Маркович. Год принятия на вооружение 1990. К сожалению, в серийное производство мина запущена не была. В 90х годах , завод по производству мин остался в Казахстане, началась конверсия оборонных предприятий, все связи с поставщиками и заказчиками были разрушены. Новые заводы по производству минного оружия в России также созданы не были.
МРПК-1
Извиняюсь за качество, схема взята из газет.
Здесь изображен авиационный вариант МРПК-1 в комплектации МШМ (Установка мины в придонном положении – на морском шельфе).
1 –Парашютная система (Универсальная, двухступенчатая)
2 –Стартовый отсек
3 –Ракета с ТТ двигателем
4 – Приборный отсек
5 – Якорь
Годы разработки ОКР Лангуст-Щука 1976 г.-1990 г.
Завершение Государственных испытаний и принятие на вооружение 1990 г.
Разработчик ЦНИИ Гидроприбор.
Главный конструктор Л.М. Вольфсон,
Участники разработки, испытаний, постановки на производство:
Постников Ю.В., Юркевич И.Н., Смирнов Ю.И., Смирнова, Прошкин С.Г., Цырюльникова В.Н., Халтурин Г.М., Коник Г.Б. и еще многих не указал, т.к. пишу по памяти.
В 1996 году многие разработчики МРПК-1 были награждены премией Правительства РФ, в том числе – Вольфсон Л.М., Постников Ю.В., Юркевич И.Н., Прошкин С.Г., Смирнов Ю.И., Коник Г.Б. Денисков Б.Д. – начальник отдела УПВ ВМФ, и другие.
Мина изготавливалась на машзаводе им. В.В. Куйбышева, Петропавловск, Казахстан.
Опытная партия для заводских испытаний- 20 шт. Партия для Государственных испытаний -20 шт. 1981 – 1985г.
В производстве, подготовке производства на заводе и конструкторский надзор осуществляли сотрудники ОКБ завода им. Куйбышева – Базилевский О.М., Смирнов В.Д., Усольцев О.В.
Натурные испытания мины проводились на полигоне в Черном море в г. Феодосия. Один из эпизодов испытаний описан в рассказе Положительный результат -viewtopic.php?p=727#p727
ТТХ мины МРПК-1 и главные отличительные особенности ее от ПМР-2
Мина разработана в двух вариантах МРПК-Л, НК – для постановки с подводных лодок и надводных кораблей.
МРПК-А – для постановки с самолетов.
Мина универсальная, предназначена для поражения ПЛ, с глубиной погружения до 350 м. в том числе малошумящие ПЛ и надводных кораблей, в том числе авианосцев.
Мина состоит из автономных отсеков, стыкуемых бандажами с радиальным уплотнением. Отсеки изготовлены из цельнотянутых панелей АМГ-62. В конструкции мины применены современные композитные материалы.
Боевой частью мины является управляемая ракета с твердо-топливным реактивным двигателем.
Время работы ТТ порохового двигателя -14 сек. (У ПМР-2 время работы двигателя -7сек.)
Диаметр ракеты -400 мм.
Диаметр мины 533 мм.
Длина мины - 5600 мм. (авиационное исполнение),
- 7800 мм. (лодочное исполнение )
Масса в сборе -1400 кг. –авиационный вариант,
-1800 кг.- для ПЛ и НК
Поражающая боевая часть – подводная ракета диаметром 400 мм.
Масса заряда ВВ -220 кг. Тип ВВ -Морская Смесь
Способ постановки – осцилляционный для основных вариантов мины,
И на стропке в придонном положении для варианта МШМ (установка на морском шельфе на небольших глубинах.).
Тип минрепа – синтетический (кевларовый) канат диаметром 4 мм. КС-4
Глубина моря для постановки – до 4500 метров.
Углубление мины – до 400 метров
Размер опасной зоны –Сферический сектор с радиусом до 800 м.
Ниже приведена схема поражения цели для варианта МШМ
Характеристики МШМ
Статья Генерального директора ЦНИИ Гидроприбор Александра Захарченко газете Известия.
Предположительно начало 2000 годов . (До назначения С.Г. Прошкина)
МРПК-1 является логическим завершением минно-ракетного направления в разработке подводного минного оружия. Подводные мины-ракеты, разработанные специалистами ЦНИИ Гидроприбор, НИМТИ ВМФ, СКБ завода Куйбышева всегда являлись уникальным подводным оружием и не имели аналогов в мире. И до сих пор не имеют.
Хронологию создания реактивных мин можно проследить по описаниям мин, представленным на этом сайте. Разработка мин –ракет началась в НИМТИ ВМФ с ОКР Камбала.
- Мина КРМ была предложена к разработке в 1947 году сотрудником НИМТИ Б.К .Ляминым.
-Затем была реактивно- всплывающая мина РМ-1, 1960 год, Главный конструктор Л.П. Матвеев, ЦНИИ Гидроприбор.
-Реактивно- всплывающие РМ-2 и РМ-2Г, 1963-1965 год Главный конструктор А.Д. Ботов, ЦНИИ Гидроприбор.
-Противолодочная, стартующая по тросу (3 ракеты) мина ПРМ, 1969 год, Главный конструктор Г.Ф. Эсаулов, СКБ завода Куйбышева, г. Петропавловск.
-Автоприцельная противолодочная мина ракета ПМР-1, 1970 год, Главный конструктор Л.П. Матвеев.
-Капсулированная управляемая противолодочная мина-ракета ПМР-2, 1972 год, Главный конструктор Л.М. Вольфсон.
Завершает эту хронологию (надеюсь временно) мина-ракета МРПК-1.
-Универсальный Минно-Ракетный Комплекс МРПК-1, ОКР Лангуст-Щука, изделие 3001.
Главный конструктор Вольфсон Леонид Маркович. Год принятия на вооружение 1990. К сожалению, в серийное производство мина запущена не была. В 90х годах , завод по производству мин остался в Казахстане, началась конверсия оборонных предприятий, все связи с поставщиками и заказчиками были разрушены. Новые заводы по производству минного оружия в России также созданы не были.
МРПК-1
Извиняюсь за качество, схема взята из газет.
Здесь изображен авиационный вариант МРПК-1 в комплектации МШМ (Установка мины в придонном положении – на морском шельфе).
1 –Парашютная система (Универсальная, двухступенчатая)
2 –Стартовый отсек
3 –Ракета с ТТ двигателем
4 – Приборный отсек
5 – Якорь
Годы разработки ОКР Лангуст-Щука 1976 г.-1990 г.
Завершение Государственных испытаний и принятие на вооружение 1990 г.
Разработчик ЦНИИ Гидроприбор.
Главный конструктор Л.М. Вольфсон,
Участники разработки, испытаний, постановки на производство:
Постников Ю.В., Юркевич И.Н., Смирнов Ю.И., Смирнова, Прошкин С.Г., Цырюльникова В.Н., Халтурин Г.М., Коник Г.Б. и еще многих не указал, т.к. пишу по памяти.
В 1996 году многие разработчики МРПК-1 были награждены премией Правительства РФ, в том числе – Вольфсон Л.М., Постников Ю.В., Юркевич И.Н., Прошкин С.Г., Смирнов Ю.И., Коник Г.Б. Денисков Б.Д. – начальник отдела УПВ ВМФ, и другие.
Мина изготавливалась на машзаводе им. В.В. Куйбышева, Петропавловск, Казахстан.
Опытная партия для заводских испытаний- 20 шт. Партия для Государственных испытаний -20 шт. 1981 – 1985г.
В производстве, подготовке производства на заводе и конструкторский надзор осуществляли сотрудники ОКБ завода им. Куйбышева – Базилевский О.М., Смирнов В.Д., Усольцев О.В.
Натурные испытания мины проводились на полигоне в Черном море в г. Феодосия. Один из эпизодов испытаний описан в рассказе Положительный результат -viewtopic.php?p=727#p727
ТТХ мины МРПК-1 и главные отличительные особенности ее от ПМР-2
Мина разработана в двух вариантах МРПК-Л, НК – для постановки с подводных лодок и надводных кораблей.
МРПК-А – для постановки с самолетов.
Мина универсальная, предназначена для поражения ПЛ, с глубиной погружения до 350 м. в том числе малошумящие ПЛ и надводных кораблей, в том числе авианосцев.
Мина состоит из автономных отсеков, стыкуемых бандажами с радиальным уплотнением. Отсеки изготовлены из цельнотянутых панелей АМГ-62. В конструкции мины применены современные композитные материалы.
Боевой частью мины является управляемая ракета с твердо-топливным реактивным двигателем.
Время работы ТТ порохового двигателя -14 сек. (У ПМР-2 время работы двигателя -7сек.)
Диаметр ракеты -400 мм.
Диаметр мины 533 мм.
Длина мины - 5600 мм. (авиационное исполнение),
- 7800 мм. (лодочное исполнение )
Масса в сборе -1400 кг. –авиационный вариант,
-1800 кг.- для ПЛ и НК
Поражающая боевая часть – подводная ракета диаметром 400 мм.
Масса заряда ВВ -220 кг. Тип ВВ -Морская Смесь
Способ постановки – осцилляционный для основных вариантов мины,
И на стропке в придонном положении для варианта МШМ (установка на морском шельфе на небольших глубинах.).
Тип минрепа – синтетический (кевларовый) канат диаметром 4 мм. КС-4
Глубина моря для постановки – до 4500 метров.
Углубление мины – до 400 метров
Размер опасной зоны –Сферический сектор с радиусом до 800 м.
Ниже приведена схема поражения цели для варианта МШМ
Характеристики МШМ
Статья Генерального директора ЦНИИ Гидроприбор Александра Захарченко газете Известия.
Предположительно начало 2000 годов . (До назначения С.Г. Прошкина)