Диверсию США наши моряки расхлебывают уже полвека

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 652
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Диверсию США наши моряки расхлебывают уже полвека

Сообщение admin »

Статья Владимира Тучкова с сайта "Свободная Пресса" http://svpressa.ru/war21/article/194682/ 8 марта 2018 г.

Нужна ли ВМФ России новая электрическая торпеда
Завод «Дагдизель» (Каспийск, Дагестан) до 2023 года произведет 73 новые торпеды УЭТ-1. Контракт подписали руководитель департамента по обеспечению гособоронзаказа Министерства обороны России контр-адмирал Андрей Вернигора и генеральный директор «Дагдизеля» Рауль Ильясов. Стоимость контракта – 7,2 млрд. рублей. Серийное производство торпед предстоит запустить в этом году.
После того, как производство УЭТ-1 выйдет на полную мощность, возможен пересмотр положений контракта с целью увеличения количества закупаемых ВМФ торпед, сказал после подписания документа начальник Главного управления вооружения Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев.
УЭТ-1 – универсальная электрическая торпеда калибра 533 мм, предназначенная для использования как на надводных кораблях, так и на подводных лодках. Она создана в результате реализации ОКР «Ихтиозавр». Причём разработчик был выбран в результате бурных дебатов и ожесточённой борьбы с привлечением тяжелой лоббирующей артиллерии.
Казалось бы, тему «Ихтиозавр» надо было передать ЦНИИ «Гидроприбор». На том основании, что предыдущая универсальная электрическая самонаводящаяся торпеда УЭСТ-80, стоящая на вооружении с 1980 года, была разработана именно здесь. Но она уже давно устарела, хоть по-прежнему эксплуатируется. «Гидроприбор» реализовал в этом десятилетии «глубокую» модернизацию УЭСТ-80, создав экспортную модификацию ТЭ2.
По мнению экспертов в области военно-морского флота, ТЭ2 стала позором и дискредитаций ВМФ РФ. И по характеристикам, и по конструкторской идеологии, и по конструктивным реше-ниям она соответствует уровню западных торпед 60-х годов. Систему самонаведения (ССН) «передрали» с американской торпеды начала 60-х годов Mk46 mod.1, батарею – с торпеды конца 50-х годов Mk44, систему телеуправления (по проводу) – с западных торпед середины 60-х годов.
В результате разработка новой торпеды была поручена КБ завода «Дагдизель». Забегая впе-ред, скажем, что для данного КБ это не первая самостоятельная работа, в Каспийске модернизи-ровали и тепловую торпеду «Физик», причём вполне успешно, заметно повысив её ТТХ.
Характеристики новой торпеды не раскрываются. Но о них мы можем косвенно судить по ТТХ экспортного варианта торпеды УЭТ-1Э, которые, естественно, ниже, чем у базовой модифи-кации, предназначенной для ВМФ России. Дальность хода УЭТ-1Э, впервые представленной на Военно-морском салоне в прошлом году, – 25 км. У УЭСТ-80 – 18 км. Максимальная скорость – 50 узлов против 45 узлов. Существенно выше дальность обнаружения подводных целей – 3,5 км против 1,5 км. Это по акустическому каналу ССН. Надводные корабли обнаруживаются по киль-ватерному следу – турбулентным процессам в водной среде, возникающим от работы винтов. Кильватерный след фиксируется во временном промежутке до 500 секунд с момента его возник-новения.
Существенное повышение дальности хода удалось получить за счёт улучшения электроемко-сти батареи. В УЭСТ-80 используется серебряно-магниевая батарея, активизируемая морской во-дой. По новой торпеде такие данные не приводятся. Несомненно, на дальность хода повлияло и использование новых материалов металло-полимерных составов, которые были получены в ходе выполнения ОКР «Ихтиозавр». Увеличению дальности и скорости хода способствовало исполь-зование нового электродвигателя с повышенным КПД. Старый двигатель – ДП-31У – не выдер-живает никакой критики, поскольку при работе разогревается до 600 градусов.
Ещё одним существенным шагом вперед следует признать повышение чувствительности двухканальной головки самонаведения, благодаря чему цель захватывается с большего расстоя-ния.
Необходимо сказать, что между электрическими торпедами и тепловыми, основанными на работе аксикально-поршневого двигателя, уже длительное время существует конкуренция. При-чём в России она до последнего времени имела нездоровый характер, зачастую основанный на чисто субъективных моментах.
Спор между электрической и тепловой торпедами наиболее остро разгорелся в середине 60-х годов, когда был проведен конкурс эскизных проектов перспективной универсальной торпеды УСТ, на котором были представлены проекты этих двух типов. Казалось бы, должна была побе-дить тепловая торпеда, имевшая существенные преимущества ТТХ над электрической на глуби-нах до 600 метров. Однако победила электрическая, которая могла работать на 1000-метровой глубине.
В действительности это была грандиозная победа американских спецслужб, которые вброси-ли дезинформацию о скором появлении американской атомной подводной лодки, имеющей ки-лометровую рабочую глубину. Такой субмарины в ВМС США никогда не было, нет её и сейчас. Лишь в Советском Союзе построили в единственном экземпляре такую рекордную подводную лодку –
К-278 «Комсомолец».
В результате советские конструкторы последовательно разработали три электрических тор-педы, которые массово шли на вооружение надводных кораблей и подводных лодок. Две первых имели крайне низкую дальность в 8 км. И лишь в последней – УЭСТ-80 – натянули её до 18 км. Все упиралось в низкую ёмкость батарей. По этой части существовало и ещё одно, можно ска-зать, совершенно позорное ограничение. Электроэнергия в батареях начинает вырабатываться при взаимодействии с морской водой. Но советские торпеды не способны работать в Балтийском море, где недостаточная концентрация солей в воде. К недостаткам следует отнести и низкий КПД электродвигателя, а также сильно искрящие щётки, которые создают сильные помехи для работы электроники. Именно поэтому у УЭСТ-80 малая дальность захвата цели головкой самона-ведения.
А в это время хитроумные американцы выпускали тепловые торпеды, рядом с которыми наши электрические и рядом не стояли.
Ситуация могла перемениться к лучшему в 90-е годы. В 1986 году НИИ «Гидроприбор» начал разработку тепловой Универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды (УГСТ) «Физик» калибра 533 мм. Несмотря на разруху 90-х, в начале нулевых годов торпеда была практически го-това. На Петербургском международном морском салоне её показали в 2003 году. После чего начали всячески тормозить её принятие на вооружение. И лишь в 2015 году торпеду «Физик» начали серийно выпускать на «Дагдизеле».
Этому торможению в значительной степени способствовал серьезный репутационный мо-мент. На «Курске» в присутствии двух специалистов «Дагдизеля» проводились модернизацион-ные испытания тепловой «толстой торпеды» калибра 650 мм – «Кит» 65−76А, которая появилась на флоте в 90-е годы. Её разработка стала возможной благодаря тому, что эскизный проект со-зрел до «исторического конкурса» середины шестидесятых годов, в котором победу одержало электрическое направление.
Торпеда уникальная. На максимальной скорости в 50 узлов имела дальность в 50 км, на 35 узлах – 100 км. По некоторым данным, скорость могла достигать 70 узлов. Боевая часть имела мощность, эквивалентную 765 кг тротила. «Толстую торпеду» совершенно справедливо называли «убийцей авианосцев».
По одной из версий, именно торпеда «Кит» стала причиной гибели в 2000 году подводной лодки «Курск». Произошло это якобы из-за утечки окислителя – перекиси водорода, что стало причиной пожара и взрыва. Правда, эта версия отвергается целым рядом экспертов. Тем не менее, у моряков сформировалось недоверие к торпедам с тепловыми двигателями. Несмотря на то, что в то время во всем мире уже был сделан упор именно на торпеды этого типа. При этом сейчас используется безопасное однокомпонентное топливо Otto-2.
Торпеду «Физик» тормозили, несмотря на то, что она имеет существенные преимущества пе-ред УЭСТ-80. Её максимальная скорость – 50 узлов. Дальность – 50 км. Вес БЧ – 300 кг. Длина кабеля телеуправления – 25 км. Дальность захвата цели ССН – 2,5 км. Длина – 7,2 м, масса – 1980 кг. Калибр – 533 мм.
А совсем недавно «Дагдизель» модернизировал эту торпеду. Новая торпеда – «Футляр» – обладает характеристиками, которые превышают характеристики лучших в мире торпед. Скорость удалось повысить до 65 узлов, дальность – до 60 км. Этими торпедами предполагается в первую очередь вооружить подводные лодки четвертого поколения «Борей» и «Ясень».
Дагдизель.jpg
Дагдизель.jpg (53.44 КБ) 14283 просмотра
Фото: Муса Салгереев/ТАСС
У тепловых торпед есть ещё и эксплуатационные достоинства, а также экономические. Срок службы аккумуляторных батарей не превышает 10 лет, после чего торпеды списывают. И это очень дорогое удовольствие, поскольку электрические торпеды в несколько раз дороже тепловых. Как было сказано выше, одна УЭТ-1 стоит 100 млн. рублей. Это дороже серийного танка.
В тоже время электрические торпеды одноразовые. То есть их невозможно использовать для многократных учебных стрельб. Именно поэтому на флоте с подготовкой экипажей по части торпедных стрельб дела обстоят отнюдь не благополучно. «Терять танк», пустив одну торпеду, – это слишком накладно. Но в Советском Союзе, где денег особо не считали, это было нормальной практикой.
Тепловые торпеды можно использовать многократно. Для чего их конструкция должна предоставлять возможность технологичной перезарядки. Американцы уделяют этому вопросу громадное внимание. Стоимость «отлавливания» и перезарядки малогабаритной торпеды калибра 324 мм Mark 50 составляла 53 тыс. долларов. Но от неё отказались, сняв с вооружения, в пользу более слабой Mark 46, потому что для неё аналогичные расходы составляли 12 тыс. долларов.
Данных по количеству учебных пусков торпед российскими моряками не существует. Но, разумеется, они катастрофически меньше пусков, совершаемых американскими моряками. Так, в 2011–2012 годах торпеды Mark 48 mod 7 запускали более трёхсот раз. Если бы на учениях российского флота запускали бы столько одноразовых электрических торпед, то в финансовом от-ношении это было бы равносильно уничтожению всех танков в трёх танковых бригадах.
mina
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 29 июл 2018, 14:38

Re: Диверсию США наши моряки расхлебывают уже полвека

Сообщение mina »

г.Тучков туповат и ленив, там где он нахватаал "инфу" он не потрудился дочитать до конца (и то что электрическая торпеда при практическом выстреле НЕ одноразовая (кроме отдельных образцов - типа УМГТ-1) он так и не понял)
по "фактуре":
https://vpk.name/news/141623_poluchit_l ... ozavr.html
https://vpk.name/news/179655_rasstrel_v ... ronyi.html
https://vpk.name/news/141427_morskoe_po ... izisa.html
https://vpk.name/news/132795_ob_oblike_ ... lodok.html
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 652
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Диверсию США наши моряки расхлебывают уже полвека

Сообщение admin »

Максим, спасибо! Не решался переносить текст Ваших авторских статей на форум.

А что такое УЭТ-1Э и на каком салоне демонстрировалась?
mina
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 29 июл 2018, 14:38

Re: Диверсию США наши моряки расхлебывают уже полвека

Сообщение mina »

admin писал(а):Максим, спасибо! Не решался переносить текст Ваших авторских статей на форум.
Вам спасибо. Проект очень нужный.
Чуть "расхлебаюсь" с делами - сделаю подборки
admin писал(а):А что такое УЭТ-1Э и на каком салоне демонстрировалась?
должна была на МВМС-17
не пустили ... а жаль, думаю инзаказчики, по некоторым, не самым приятным пунктам, разработчиков носом бы натыкали ...
mina
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 29 июл 2018, 14:38

Re: Диверсию США наши моряки расхлебывают уже полвека

Сообщение mina »

"торпедные зарубы" (спасибо "Отваге" - получилась за ряд лет их фактески хронология)
http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php ... 13#p227806
и далее
http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=1321
и далее
http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=1891
ответ на неоднократно поднимавшийся (мне) вопрос - "а нужно либо ТАК?"
http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php ... 32#p632674
- речь там шла о "Физике" и "Футляре"
Ответить

Вернуться в «Россия / СССР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость