Торпедные аппараты ПЛ

C191
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 12 ноя 2021, 22:50

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение C191 »

aba63 писал(а): 10 ноя 2021, 20:08 Прибор 2Р-4. Прошу добавить краткое описание прибора, в т.ч. назначение рукояток, см. рисунок.
1 -
2 -
3 -
4 - не обозначена №, верхняя левая (путь торпеды)
Прибор 2Р - иначе РУЗ (ручной установщик зигзага).
Рукоятки 1,2,3 позволяли организовать движение торпед в залпе "по зигзагу" после поворота на "угол омега" при стрельбе по НК.
При стрельбе противолодочными самонаводящимися торпедами РУЗ не использовался.
C191
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 12 ноя 2021, 22:50

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение C191 »

aba63 писал(а): 08 ноя 2021, 18:34 Приведение ТА в исходное положение

б) Под действием сжатого воздуха вода из ТА уходит через КО в ЦКЗ, а за тем в торпедозаместительную цистерну, которая в этот момент вентилируется.
На 613-м проекте в 7-м отсеке не было ТЗЦ. Поэтому после стрельбы ТА оставались заполненными водой. Иначе "прощай дифферентовка".
aba63
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 04 ноя 2021, 13:17

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение aba63 »

Благодарю С191 за коррекцию и добавления! Внёс изменения!
aba63
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 04 ноя 2021, 13:17

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение aba63 »

Вопрос по штурвалам, присутствующим на Пл Пл довоенных типов. Есть предположение, что это привод боевого клапана. Подача воздуха из боевого баллона в ТА. Воздух на выстрел подавался вручную, быстро открыть и закрыть. По сути дела клапан пневматической стрельбы, при пользовании которым согласно ПМС № Г-13, необходимо было ещё дублирование с помощью пускового рычага. Тут мне попался рисунок с расшифровкой (такой рисунок, без расшифровки есть в книге "Устройство подводных лодок",ВИ 1973г.) в котором штурвал обозначен, как привод клапана затопления?! Что ошибка?!
Вложения
20170625_134129.jpg
20170625_134129.jpg (26.98 КБ) 3158 просмотров
20170625_133656.jpg
20170625_133656.jpg (28.21 КБ) 3158 просмотров
scale_1200.jpg
scale_1200.jpg (98.67 КБ) 3158 просмотров
Аватара пользователя
Историк
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 02 май 2018, 08:56
Место: СПб

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение Историк »

aba63 писал(а): 17 ноя 2021, 10:30 Вопрос по штурвалам, присутствующим на Пл Пл довоенных типов. Есть предположение, что это привод боевого клапана. Подача воздуха из боевого баллона в ТА. Воздух на выстрел подавался вручную, быстро открыть и закрыть. По сути дела клапан пневматической стрельбы, при пользовании которым согласно ПМС № Г-13, необходимо было ещё дублирование с помощью пускового рычага. Тут мне попался рисунок с расшифровкой (такой рисунок, без расшифровки есть в книге "Устройство подводных лодок",ВИ 1973г.) в котором штурвал обозначен, как привод клапана затопления?! Что ошибка?!
Я голосую за клапан затопления. Для боевого баллона должен быть клапан быстро подающий воздух в ТА. Если крутить штурвал, то весь воздух стравим, не подняв давление.
Аватара пользователя
Историк
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 02 май 2018, 08:56
Место: СПб

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение Историк »

Еще можно добавить, что фиумские торпеды Ф-45 и Ф-53 не имели шпиндельного сопряжения с приборами ввода данных. Сопряжение с приборами ТА происходило через шестерни. На более поздних версиях сохранялись и шестерни, и шпиндели. А после войны - только шпиндели.

На фото корпус торпеды, вероятно, военного времени. Хорошо видны и шестерни, и шпиндели. У более ранних версий и непосредственно фиумских торпед было 3 шестерни.
53-38 шестерни ввода данных.jpg
53-38 шестерни ввода данных.jpg (102.31 КБ) 3078 просмотров
Фрагмент чертежа торпеды Ф-53 кормовое отделение: 13, 14, 15 - шестерни для ввода данных снаружи ТА
Шестерни ввода данных Ф-53.jpg
Шестерни ввода данных Ф-53.jpg (58.9 КБ) 3078 просмотров
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение admin »

Андрей, спасибо, что инициировал эту тему и поделился своими уникальными наработками!!! Предполагаю, что мы найдем мало подводников, а тем более штурманской специальности, кто бы уделил столько времени изучению практических вопросов применения торпедного оружия нашими дедами и прадедами в ВОв!

Я бы предложил некоторую систематизацию накопленных знаний по следующим направлениям:

ПУТС:

Система ПУТС "Трап" ТАС-Л (ТАС-Л1). Разработка 1940-1944. ГК Г.И. Костоловский
Система периферийных приборов "Топаз" (для стрельбы из боевой рубки с временным интервалом). Система проектировалась независимо от ПУТС "Трап" (на следующем этапе вошла в состав ПУТС)
Система ПУТС "Трюм" ТАС-Л2, 1943-1946. ГК Ц.Л. Каплицкий
Система ПУТС "Ленинград" ТАС-Л4 1956. ГК А.И. Буртов (здесь есть модификации в составе приборов в зависимости от проекта ПЛ)

Системы стрельбы и ТА:

ГС-30 все ПЛ времен войны
ГС-45 пр 611, 613, 615
ГС-80 (в некоторых источниках ГС-70) 633
ГС-100 641, 629, 627, 627А

Как я понимаю, период исторического поиска Андрея завершается пр641 и первым поколением пла - пр627, которые имели ПУТС "Ленинград" и ГС-100?
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение admin »

Есть вот такое Описание ТА + альбом с рисунками. Описание составлено легендой ВВМУПП Д.Д. Шугайло. Могу не быстро отсканировать или быстро сфотографировать.

(кстати, именно здесь содержится "любимая фраза" представителей штурманского факультета "Труба торпедного аппарата состоит из трех частей...", которую минеры изучают по одной части в год с третьего по пятый курс)))
Описание ТА 633 641 627.jpg
Описание ТА 633 641 627.jpg (130.8 КБ) 3069 просмотров
Альбом к Ленинграду (описание где-то потерялось в гипертрофированной библиотеке)
ПУТС Ленинград альбом.jpg
ПУТС Ленинград альбом.jpg (103.13 КБ) 3069 просмотров
И книга Шугалея по истории создания ПУТС. Там не много практических советов как стрельнуть с ПЛ времен войны, но есть некоторая информация об истории развития систем
Шугалей ПУТС.jpg
Шугалей ПУТС.jpg (82.2 КБ) 3069 просмотров
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение admin »

Фрагмент из статьи Морозова о развитии ПУТС

В 1916 г. прицелы крепились на по-ручни мостика по обеим сторонам рубки. Испытания начались летом 1938 г. и по непонятным причинам завершились лишь 1 О апреля 1941 г. приказом НК ВМФ №0286, которым он был принят на вооружение.
Установочную партию прицелов изготовили в 1940 г. на Кронштадт-ском Морзаводе, и накануне или в первые месяцы войны оснастили ими все подводные лодки. Этим и объяснялось то обстоятельство, что многие командиры субм,арин не умели пользоваться прицелом, предпочитая в боевой обстановке стрелять на глаз, а часто при погру-жении даже забывали прицелы на мостике. В ходе войны эти прицелы подтвердили надежность работы, неплохо решали свои задачи и были просты в использовании. Вместе с тем они были достаточно примитив-ными, не учитывали многих важных факторов и по сути являлись анало-гом немецких СРП 1-го поколения, появившихся еще в конце предыду-щей мировой войны.
Только 3 марта 1940 г. начальник МТУ ВМФ выдал тактика-техниче-ские задания на разработку СРП, получившего шифр «Трап». Важной особенностью СРП являлось то, что он изначально должен был оснащаться самоходом-автоматом, ко-торый имитировал бы движение ко-рабля-цели по типу того, как это де-лалось в артиллерийских централь-ных автоматах стрельбы (ЦАС). Так реализовывался принцип следящей системы. Кроме того, на СРП пере-кладывалась и задача определения дальности до цели по значениям, полученным от перископа.
«Трап» должен был обеспечить ре-шение следующих задач: определе-ние элементов движения цели по пеленгу и дистанции (2-3 замера), полученным через перископ или от гидроакустических средств; выра-ботку текущих значений угла упреж-дения и гироскопического угла для стрельбы с угловой установкой тор-пед; выработку автоматных данных стрельбы; обеспечение беспери-скопного выхода в атаку. Курс и ско-рость цели в приборе «Трап» опре-делялись графоаналитическим ме-тодом по относительному пути цели. На выходе прибор вырабатывал бое-вой курс подлодки в момент выстре-ла. Торпеды оставались прямоходными - могли после выстрела дви-гаться прямым курсом или повер-нуть на 90 градусов.
До начала войны сконструировать прибор не успели, а после начала работы над ним несколько замедлились. Техническое совещание с рас-смотрением эскизного проекта «Трапа)) состоялось 7 января 1942 г., технического проекта - 17 августа 1942 г. Большая часть 43-го года уш-ла на изготовление опытного прибо-ра. 28 августа -10 сентября прошли заводские испытания (завод №251 НКСП), а 2 октября появился приказ НК ВМФ №0756, предписывавший провести госиспытания «Трапа» в ноябре - декабре на подлодке «Л-14)) Тихоокеанского флота. Испы-тания сильно затянулись, но еще до их окончания в феврале 44-го появилось постановление ГКО №5191сс, в соот-ветствии с которым заводу №251 НКСП поручалось изготовить по 4 прибора в 111 и IV кварталах 1944 г., и 50 штук в 1945 г. Приказом №0283 от 11 апреля 1944 г. «Трап» под шиф-ром «ТАС-Л>> (торпедный автомат стрельбы - лодочный) наконец-то приняли на вооружение.
Приказ зафиксировал основные ТТХ прибора. Он определял ско-рость и курс цели в пределах: ско-рость от О до 46 уз, курс - О - 360° ; вырабатывал дистанцию до нее в пределах от 2 до 60 каб., КУц - О -180 - О, угол упреждения для прямо-ходных торпед - 0-60-0, углы уста-новки приборов Обри для угловой стрельбы - 0-90-0. Сами значения установок приборов Обри «ТАС-Л» в торпеды не вводил, поскольку с ап-паратами он связан не был. Кроме того, им не обеспечивался расчет углов растворения приборов Обри при залповой стрельбе «веером». Тем не менее СРП имел вес 400 кг и габариты 835х450х1100 мм (т.е. не проходил в рубочный люк). Послед-нее обстоятельство стало решаю-щим -установить его можно было только при осуществлении капи-тального ремонта со снятием проч-ной рубки.
До конца войны промышленность успела изготовить 1 О «ТАС-Л», кото-рые начали устанавливать на «К-21 », «Л-20» и «Л-5». Первая из них -«Л-5» -отошла от стенки завода в октябре 1945 г., так что проверки войной прибор не имел. Упоминав-шимся постановлением ГКО перед заводским КБ поставили задачу кон-струирования СРП «Трюм», который по своим массогабаритным харак-теристикам подходил бы для воору-жения подлодок среднего и малого водоизмещения. Опытный образец прибора «Трюм» (принят на воору-жение под шифром «ТАС-Л2>>) изго-товили только в 1946 г.
Таким образом, единственными СРП, которыми в боевых походах могли пользоваться советские под-водники, оказались британские при-боры «торпедодиректор». Первое упоминание о них удалось обнару-жить в июле 1941 г. на совместном заседании британской военно-мор-ской миссии в Москве и советских специалистов. Задававший вопросы англичанам известный подвод-ник капитан 1 ранга К.М. Кузнецов внезапно спросил: «На ваших под-водных лодках имеется прибор для выхода в торпедную атаку, сделан-ный на репиторе гирокомпаса. Мож-но ли будет получить его описание? Такой прибор имеется на наших подлодках, которые строились в Ан-глии». Речь, безусловно, шла о «тор-педодиректорах», обнаруженных на-шими специалистами при осмотре эстонских субмарин «Лембит» и «Ка-лев». Британский представитель коммандер Дэвис пообещал, что уже следующий самолет доставит в СССР и сам прибор и его описание. С 1943 г. британские СРП стали уста-навливаться на наших подлодках -сначала на тех, что зашли в Англию при переходе с ТОФа на СФ, затем на находившихся в наших базах. На-ши специалисты отнеслись к прибо-ру достаточно скептически. По их мнению, он решал только те задачи, которые решал отечественный ноч-ной прицел «Трос>> и не выдерживал никакого сравнения по полноте и ка-честву решаемых задач с прибором «ТАС-Л». По-видимому, это стало одной из причин, по которым при-бор не получил широкого распро-странения.
Не рвались ликвидировать наше техническое отставание и союзники. 8 1943 г. мы попытались заказать в Англии дополнительно 70 комплек-тов данного СРП, но представители Адмиралтейства, ссылаясь на загру-женность своих предприятий, пред-ложили переадресовать заказ в США. Заказ там вроде бы размести-ли, но по состоянию на конец 1944 г. он еще не был выполнен. К декабрю 1943 г. «торпедодиректоры» име-лись на североморских «Щ-404», «Щ-402», «Л-15» и черноморской «Л-23». 8 1945 г. еще один комплект установили на одной из тихоокеан-ских подлодок. Тем не менее сведе-нья о том, что подводники указанных лодок ими пользовались, обнару-жить не удалось. Традиционное от-сутствие описаний, инструкций по эксплуатации, тактических настав-лений, а главное интереса, при и без того «высокой» результативности атак не способствовало освоению новой техники.
По-видимому, единственными кто пользовался СРП в советском под-водном флоте в годы войны, оказа-лись экипажи субмарин «В-1 » -«В-4» (бывшие британские «Санфиш», «Анброкен», «Юнисон» и «Урсула» ), полученных в счет раздела итальян-ского флота весной 1944 г. Каждый офицер, допущенный к несению вах-ты, отработал в кабинете торпедной стрельбы учебного центра в Данди как минимум по 15-20 торпедных атак с использованием СРП. За вре-мя нахождения в центре дивизион выпустил 20 практических торпед. С сентября подлодки (кроме «8-1 », погибшей на переходе) начали хо-дить в боевые походы. К сожалению, это продолжалось всего в течение месяца, поскольку в конце октября в связи с Петсамо-Киркенесской опе-рацией и последующей эвакуации всех немецких войск из Финмарка вражеские суда и надводные кораб-ли прекратили движение в операци-онной зоне Северного флота. Несмотря на весьма короткий срок «8-2» под командованием А.С. Ще-кина потопила германский охотник «Uj 1220», а «8-4» под командовани-ем Героя Советского Союза Я.К. Иосселиани -охотник «Uj 1219».
Тот факт, что успеха смог добиться не только именитый подводник, но и молодой командир, впервые возгла-вивший командование подводнI-.Iм кораблем -именно «8-- >> •-только 21 августа 1944 г. и не проходивший подготовки в Данди (Щекин в это время заканчивал обучение в
КУОПП), подтверждает то предпо-ложение, что, несмотря на слож-ность британской техники, боевая работа командира на ней, благода-ря «умным приборам», оказывалась проще и, следовательно, эффектив-нее, чем использование обычных таблиц Томашевича. Что же касает-ся простых офицеров-подводников, то они вряд ли тогда понимали зна-чение аппаратного обеспечения. Кажущаяся результативность наших атак (на Балтике и Черном море она официально составляла около 50, на Северном флоте -около 80%!!!) не побуждала личный состав к со-вершенствованию имевшихся мето-дов. Даже в 1952 г. в бюллетене мин-но-торпедного управления №2 от-мечалось, что <<В настоящее время развитию приборов управления торпедной стрельбой для ПЛ уделе-но большое внимание. Однако осва-иваются приборы личным составом очень медленно. Объясняется это тем, что еще значительная часть офицеров-подводников недооцени-вают этого вида боевой техники ... ».
Подведем краткий итог вышеиз-ложенному. Наиболее совершенны-ми ПУТС обладали американцы, на втором месте были немцы, затем шли англичане. Нас заносить в этот перечень вообще бессмысленно из примерно 650 торпедных атак лишь четыре (0,6%) осуществлялись с применением СРП. Другие эле-менты ПУТС также не успели полу-чить боевого применения. В резуль-тате 99,4% торпедных атак осущест-влялись по таблицам Томашевича, т.е. методами Первой мировой вой-ны. Соответствовала данному факту и реальная результативность атак. По нашему флоту она была 24,6% на Балтике, 22% на Черном море и 13,5% на Севере. 8 то же время из четырех атак с применением СРП успешными оказалась половина, что, впрочем, не может считаться надежным показателем из-за скуд-ности статистической базы. С уче-том вышеизложенного не вызывает сомнений тот факт, что общая ситуа-ция с нашим торпедным оружием была довольно безрадостной. Оно отставало по своему развитию от современных ему зарубежных об-разцов примерно на 10-15 лет, при-чем в течение войны сократить это отставание в силу ряда причин не удалось. Являясь мощнейшим тор-мозом в развитии тактики, качество нашего торпедного оружия вкупе с зачастую невысоким уровнем под-готовки личного состава как раз-таки и являлось главной причиной той невысокой результативности, которую продемонстрировал наш под-водный флот в годы войны.
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Торпедные аппараты ПЛ

Сообщение admin »

Прибор 2Р-4 (1).jpg
Прибор 2Р-4 (1).jpg (25.16 КБ) 3040 просмотров

Для создания зигзага в торпеды вводили Лямбда 1, Лямбда 2 и Путь торпеды.
5351_traekt800AMN.jpg
5351_traekt800AMN.jpg (74.1 КБ) 3041 просмотр
Две верхние шкалы - это скорость распространения зигзага. Раз слева зеленый, то это кормовые ТА. Справа маховик для ввода пути торпеды, слева - скорости распространения зигзага.

Маховики снизу, видимо, для работы в ручном режиме. Назначение то же. На последующих версиях прибора 2Л вместо этих маховиков были съемные рукоятки, вставляемые в специальные отверстия.

2Л ПУТС Ленинград. Вместо двух рукояток снизу имеются 2 отверстия под съемные рукоятки:
2Л.jpg
2Л.jpg (183.6 КБ) 3039 просмотров
Ответить

Вернуться в «ПУТС и ТА»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя