МРПК-1

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
Ответить
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

МРПК-1

Сообщение minzavod »

МРПК- Минно-ракетный противолодочный комплекс

МРПК-1 является логическим завершением минно-ракетного направления в разработке подводного минного оружия. Подводные мины-ракеты, разработанные специалистами ЦНИИ Гидроприбор, НИМТИ ВМФ, СКБ завода Куйбышева всегда являлись уникальным подводным оружием и не имели аналогов в мире. И до сих пор не имеют.

Хронологию создания реактивных мин можно проследить по описаниям мин, представленным на этом сайте. Разработка мин –ракет началась в НИМТИ ВМФ с ОКР Камбала.

- Мина КРМ была предложена к разработке в 1947 году сотрудником НИМТИ Б.К .Ляминым.

-Затем была реактивно- всплывающая мина РМ-1, 1960 год, Главный конструктор Л.П. Матвеев, ЦНИИ Гидроприбор.

-Реактивно- всплывающие РМ-2 и РМ-2Г, 1963-1965 год Главный конструктор А.Д. Ботов, ЦНИИ Гидроприбор.

-Противолодочная, стартующая по тросу (3 ракеты) мина ПРМ, 1969 год, Главный конструктор Г.Ф. Эсаулов, СКБ завода Куйбышева, г. Петропавловск.

-Автоприцельная противолодочная мина ракета ПМР-1, 1970 год, Главный конструктор Л.П. Матвеев.

-Капсулированная управляемая противолодочная мина-ракета ПМР-2, 1972 год, Главный конструктор Л.М. Вольфсон.

Завершает эту хронологию (надеюсь временно) мина-ракета МРПК-1.

-Универсальный Минно-Ракетный Комплекс МРПК-1, ОКР Лангуст-Щука, изделие 3001.

Главный конструктор Вольфсон Леонид Маркович. Год принятия на вооружение 1990. К сожалению, в серийное производство мина запущена не была. В 90х годах , завод по производству мин остался в Казахстане, началась конверсия оборонных предприятий, все связи с поставщиками и заказчиками были разрушены. Новые заводы по производству минного оружия в России также созданы не были.

МРПК-1

Извиняюсь за качество, схема взята из газет.
МРПК-1 рис.1.jpg
Здесь изображен авиационный вариант МРПК-1 в комплектации МШМ (Установка мины в придонном положении – на морском шельфе).
1 –Парашютная система (Универсальная, двухступенчатая)
2 –Стартовый отсек
3 –Ракета с ТТ двигателем
4 – Приборный отсек
5 – Якорь

Годы разработки ОКР Лангуст-Щука 1976 г.-1990 г.
Завершение Государственных испытаний и принятие на вооружение 1990 г.
Разработчик ЦНИИ Гидроприбор.
Главный конструктор Л.М. Вольфсон,
Участники разработки, испытаний, постановки на производство:
Постников Ю.В., Юркевич И.Н., Смирнов Ю.И., Смирнова, Прошкин С.Г., Цырюльникова В.Н., Халтурин Г.М., Коник Г.Б. и еще многих не указал, т.к. пишу по памяти.
В 1996 году многие разработчики МРПК-1 были награждены премией Правительства РФ, в том числе – Вольфсон Л.М., Постников Ю.В., Юркевич И.Н., Прошкин С.Г., Смирнов Ю.И., Коник Г.Б. Денисков Б.Д. – начальник отдела УПВ ВМФ, и другие.

Мина изготавливалась на машзаводе им. В.В. Куйбышева, Петропавловск, Казахстан.
Опытная партия для заводских испытаний- 20 шт. Партия для Государственных испытаний -20 шт. 1981 – 1985г.
В производстве, подготовке производства на заводе и конструкторский надзор осуществляли сотрудники ОКБ завода им. Куйбышева – Базилевский О.М., Смирнов В.Д., Усольцев О.В.

Натурные испытания мины проводились на полигоне в Черном море в г. Феодосия. Один из эпизодов испытаний описан в рассказе Положительный результат -viewtopic.php?p=727#p727

ТТХ мины МРПК-1 и главные отличительные особенности ее от ПМР-2

Мина разработана в двух вариантах МРПК-Л, НК – для постановки с подводных лодок и надводных кораблей.
МРПК-А – для постановки с самолетов.

Мина универсальная, предназначена для поражения ПЛ, с глубиной погружения до 350 м. в том числе малошумящие ПЛ и надводных кораблей, в том числе авианосцев.

Мина состоит из автономных отсеков, стыкуемых бандажами с радиальным уплотнением. Отсеки изготовлены из цельнотянутых панелей АМГ-62. В конструкции мины применены современные композитные материалы.

Боевой частью мины является управляемая ракета с твердо-топливным реактивным двигателем.
Время работы ТТ порохового двигателя -14 сек. (У ПМР-2 время работы двигателя -7сек.)

Диаметр ракеты -400 мм.
Диаметр мины 533 мм.
Длина мины - 5600 мм. (авиационное исполнение),
- 7800 мм. (лодочное исполнение )
Масса в сборе -1400 кг. –авиационный вариант,
-1800 кг.- для ПЛ и НК

Поражающая боевая часть – подводная ракета диаметром 400 мм.
Масса заряда ВВ -220 кг. Тип ВВ -Морская Смесь

Способ постановки – осцилляционный для основных вариантов мины,
И на стропке в придонном положении для варианта МШМ (установка на морском шельфе на небольших глубинах.).
Тип минрепа – синтетический (кевларовый) канат диаметром 4 мм. КС-4

Глубина моря для постановки – до 4500 метров.
Углубление мины – до 400 метров

Размер опасной зоны –Сферический сектор с радиусом до 800 м.


Ниже приведена схема поражения цели для варианта МШМ
МШМ рис 1.jpg

Характеристики МШМ
МШМ рис 2.png

Статья Генерального директора ЦНИИ Гидроприбор Александра Захарченко газете Известия.
Предположительно начало 2000 годов . (До назначения С.Г. Прошкина)

МРПК статья.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Atlant4121
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 14 фев 2021, 14:21
Место: Израиль

Re: МРПК-1

Сообщение Atlant4121 »

Когда прочитал про глубину установки минрепа до 4500,подумал опечатка,но материал минрепа из кевлара тогда успокоился,но тут возник вопрос как решили проблему гигроскопичности кевлара,специальная пропитка или что-то другое.
Atlant4121
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 14 фев 2021, 14:21
Место: Израиль

Re: МРПК-1

Сообщение Atlant4121 »

minzavod писал(а): 26 дек 2022, 06:36 МРПК- Минно-ракетный противолодочный комплекс

МРПК-1 является логическим завершением минно-ракетного направления в разработке подводного минного оружия. Подводные мины-ракеты, разработанные специалистами ЦНИИ Гидроприбор, НИМТИ ВМФ, СКБ завода Куйбышева всегда являлись уникальным подводным оружием и не имели аналогов в мире. И до сих пор не имеют.

Хронологию создания реактивных мин можно проследить по описаниям мин, представленным на этом сайте. Разработка мин –ракет началась в НИМТИ ВМФ с ОКР Камбала.

- Мина КРМ была предложена к разработке в 1947 году сотрудником НИМТИ Б.К .Ляминым.

-Затем была реактивно- всплывающая мина РМ-1, 1960 год, Главный конструктор Л.П. Матвеев, ЦНИИ Гидроприбор.

-Реактивно- всплывающие РМ-2 и РМ-2Г, 1963-1965 год Главный конструктор А.Д. Ботов, ЦНИИ Гидроприбор.

-Противолодочная, стартующая по тросу (3 ракеты) мина ПРМ, 1969 год, Главный конструктор Г.Ф. Эсаулов, СКБ завода Куйбышева, г. Петропавловск.

-Автоприцельная противолодочная мина ракета ПМР-1, 1970 год, Главный конструктор Л.П. Матвеев.

-Капсулированная управляемая противолодочная мина-ракета ПМР-2, 1972 год, Главный конструктор Л.М. Вольфсон.

Завершает эту хронологию (надеюсь временно) мина-ракета МРПК-1.

-Универсальный Минно-Ракетный Комплекс МРПК-1, ОКР Лангуст-Щука, изделие 3001.

Главный конструктор Вольфсон Леонид Маркович. Год принятия на вооружение 1990. К сожалению, в серийное производство мина запущена не была. В 90х годах , завод по производству мин остался в Казахстане, началась конверсия оборонных предприятий, все связи с поставщиками и заказчиками были разрушены. Новые заводы по производству минного оружия в России также созданы не были.

МРПК-1

Извиняюсь за качество, схема взята из газет.

МРПК-1 рис.1.jpg

Здесь изображен авиационный вариант МРПК-1 в комплектации МШМ (Установка мины в придонном положении – на морском шельфе).
1 –Парашютная система (Универсальная, двухступенчатая)
2 –Стартовый отсек
3 –Ракета с ТТ двигателем
4 – Приборный отсек
5 – Якорь

Годы разработки ОКР Лангуст-Щука 1976 г.-1990 г.
Завершение Государственных испытаний и принятие на вооружение 1990 г.
Разработчик ЦНИИ Гидроприбор.
Главный конструктор Л.М. Вольфсон,
Участники разработки, испытаний, постановки на производство:
Постников Ю.В., Юркевич И.Н., Смирнов Ю.И., Смирнова, Прошкин С.Г., Цырюльникова В.Н., Халтурин Г.М., Коник Г.Б. и еще многих не указал, т.к. пишу по памяти.
В 1996 году многие разработчики МРПК-1 были награждены премией Правительства РФ, в том числе – Вольфсон Л.М., Постников Ю.В., Юркевич И.Н., Прошкин С.Г., Смирнов Ю.И., Коник Г.Б. Денисков Б.Д. – начальник отдела УПВ ВМФ, и другие.

Мина изготавливалась на машзаводе им. В.В. Куйбышева, Петропавловск, Казахстан.
Опытная партия для заводских испытаний- 20 шт. Партия для Государственных испытаний -20 шт. 1981 – 1985г.
В производстве, подготовке производства на заводе и конструкторский надзор осуществляли сотрудники ОКБ завода им. Куйбышева – Базилевский О.М., Смирнов В.Д., Усольцев О.В.

Натурные испытания мины проводились на полигоне в Черном море в г. Феодосия. Один из эпизодов испытаний описан в рассказе Положительный результат -viewtopic.php?p=727#p727

ТТХ мины МРПК-1 и главные отличительные особенности ее от ПМР-2

Мина разработана в двух вариантах МРПК-Л, НК – для постановки с подводных лодок и надводных кораблей.
МРПК-А – для постановки с самолетов.

Мина универсальная, предназначена для поражения ПЛ, с глубиной погружения до 350 м. в том числе малошумящие ПЛ и надводных кораблей, в том числе авианосцев.

Мина состоит из автономных отсеков, стыкуемых бандажами с радиальным уплотнением. Отсеки изготовлены из цельнотянутых панелей АМГ-62. В конструкции мины применены современные композитные материалы.

Боевой частью мины является управляемая ракета с твердо-топливным реактивным двигателем.
Время работы ТТ порохового двигателя -14 сек. (У ПМР-2 время работы двигателя -7сек.)

Диаметр ракеты -400 мм.
Диаметр мины 533 мм.
Длина мины - 5600 мм. (авиационное исполнение),
- 7800 мм. (лодочное исполнение )
Масса в сборе -1400 кг. –авиационный вариант,
-1800 кг.- для ПЛ и НК

Поражающая боевая часть – подводная ракета диаметром 400 мм.
Масса заряда ВВ -220 кг. Тип ВВ -Морская Смесь

Способ постановки – осцилляционный для основных вариантов мины,
И на стропке в придонном положении для варианта МШМ (установка на морском шельфе на небольших глубинах.).
Тип минрепа – синтетический (кевларовый) канат диаметром 4 мм. КС-4

Глубина моря для постановки – до 4500 метров.
Углубление мины – до 400 метров

Размер опасной зоны –Сферический сектор с радиусом до 800 м.


Ниже приведена схема поражения цели для варианта МШМ

МШМ рис 1.jpg


Характеристики МШМ

МШМ рис 2.png


Статья Генерального директора ЦНИИ Гидроприбор Александра Захарченко газете Известия.
Предположительно начало 2000 годов . (До назначения С.Г. Прошкина)


МРПК статья.jpg
Длина мины - 5600 мм. (авиационное исполнение),
- 7800 мм. (лодочное исполнение )
Масса в сборе -1400 кг. –авиационный вариант,
-1800 кг.- для ПЛ и НК

Объясните пожалуйста мне,как такая большая разница в размерах и массе у авиационной мине и лодочной/НК,длина более двух метров и масса 400 кг,в чем секрет Полишинеля?
minzavod
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: МРПК-1

Сообщение minzavod »

Чтобы задать вопрос, не обязательно цитировать всю страницу целиком. (Не сразу даже вопрос нашел)
Отвечаю:
Чтобы получить лодочный вариант (длинный) нужно:
- Снять парашют, привинтить штыри УБЗ к верхней крышке,
- Пристыковать Дополнительный отсек (1800 мм.)
- Заменить авиационный якорь (650 мм.) на лодочный ( 1200 мм.)
- Заменить авиационную вьюшку на лодочную 1200 метров – на 4000 метров
Вот и весь секрет Полишенеля.

А по поводу кевлара, вот вспомнил классику, тоже цитирую –
Николай Васильевич Гоголь, Вечера на хуторе близ Диканьки:
– Морозец есть, – отвечал Чуб. – А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем?

Он хотел не то сказать, он хотел спросить: "Как ты, голова, залез в этот мешок?" – но сам не понимал, как выговорил совершенно другое.

– Дегтем лучше! – сказал голова. – Ну, прощай, Чуб! – И, нахлобучив капелюхи, вышел из хаты.

– Для чего спросил я сдуру, чем он мажет сапоги! – произнес Чуб, поглядывая на двери, в которые вышел голова. – Ай да Солоха! эдакого человека засадить в мешок!.. Вишь, чертова баба! А я дурак... да где же тот проклятый мешок?

А если серьезно, то у меня в гараже сохранился автомобильный трос из кевлара 4 мм. Выдерживает нагрузку до 1800 кг. Легкий и помещается даже в бардачок. Ему уже больше 40 лет, а я его ничем еще не смазывал, (даже дегтем).
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: МРПК-1

Сообщение admin »

Авиационный вариант "подгоняли" под максимальную бомбовую нагрузку и габариты отсека. Не во всех районах нужны глубоководные мины, и лучше пожертвовать длиной минрепа, но взять больше мин на борт. Или взять больше другой аппаратуры, буев,...

А лодочный вариант - под объем ТА. Две мины все-равно не вошли бы, а зачем тогда экономить на тактических свойствах: у мины можно добавить приборов, ВВ или минрепа, у торпеды - ВВ или энергокомпонентов, у ракеты - как у торпеды).
Ответить

Вернуться в «Россия / СССР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя